Историческое сочинение ЕГЭ период 1762-1775 г.

Данные хронологические рамки обо­значают первый период правления импе­ратрицы Екатерины II (1762-1796). В 1762 г. она пришла к власти в результате дворцо­вого переворота, когда офицерами-гвардейцами был отстранён от власти, а затем убит муж Екатерины Пётр III. Опираясь на идеи просвещённого абсолютизма, импе­ратрица развернула активную преобразо­вательную деятельность. Однако острые социальные противоречия в обществе при­вели к народному восстанию под предводи­тельством Е. И. Пугачёва. В 1775 г. восстание было подавлено и проведена губернская реформа.

Екатерина входила в число наиболее образованных людей своего времени, ин­тересовалась передовыми политическими и экономическими теориями, общалась с Вольтером — одним из французских просве­тителей. Как полагают некоторые историки, период 1762-1775 гг. был временем, когда императрица опиралась на идеи просве щённого абсолютизма и пыталась проводить либеральные реформы. Основу её теорети­ческих представлений составили положе­ния о регулярном государстве с сословным строем, основанном на законах, равно обя­зательных для подданных и для монарха.

В 1764 г. Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В со­ответствии с ним все монастырские земли с жившими на них крестьянами передава­лись в ведение специально созданной Кол­легии экономии.

В том же году началось проведение реформ в области образования. К их осу­ществлению императрица привлекла талантливого педагога И. И. Бецкого, ко­торый был назначен президентом Ака­демии художеств. Создавалась система образовательных учреждений, нижним звеном которой были двухлетние народ­ные училище. В них преподавали пись­мо, арифметику, рисование. Вводилась классно-урочная система. Были открыты училище при Академии наук, Смольный институт благородных девиц в Петер­бурге, Воспитательный дом для сирот в Москве.

Екатерина II поставила перед собой цель обновить законодательство. Это ста­ло причиной созыва в 1767 г. Уложенной комиссии. Для депутатов комиссии импе­ратрица написала «Наказ», в котором из­лагала собственные взгляды относитель­но устройства государства и содержания новых законов. Однако работа комиссии оказалась безрезультатной. В дальнейшем Екатерина II самостоятельно занималась подготовкой наиболее важных законов.

Сохранение и ужесточение крепостни­ческих порядков, тяжёлые условия жизни народных масс, наступление властей на права казачества, национальное угнетение явились причинами вспыхнувшего в 1773 г. народного восстания под предводитель­ством Е. И. Пугачёва. В нём принимали участие крестьяне, казаки, работные люди. Значительную часть восставших составля­ли башкиры, татары, калмыки. Движение охватило обширные районы Урала и По­волжья. Донской казак Емельян Пугачёв выдавал себя за чудом спасшегося импе­ратора Петра III. Он создал многочислен­ную повстанческую армию, которая сумела захватить несколько городов и нанести ряд поражений правительственным войскам. На захваченной территории Пугачёв изда­вал указы, в которых отменял крепостное право, рекрутские наборы, подушную по­дать. От рук повстанцев погибли тысячи дворян, чиновников, священников, солдат.

Летом 1775 г. Пугачёв был разбит, взят в плен, а позже казнён.

Следствием самого мощного в исто­рии народного восстания явилась рефор­ма местного управления, проведённая в 1775 г. Екатерина II приняла решение раз­делить страну на 25 губерний с населением в 300-400 тыс. человек. Губернии делились на уезды. Вводилась чёткая система орга­низации местной власти. Реформа была проведена с целью предотвращения вы­ступлений, подобных Пугачёвщине. Можно сказать, что губернская реформа Екатери­ны II оказалась эффективной, поскольку в дальнейшем в истории России крупных народных восстаний на периферии страны не происходило.

Предложения интернет-магазинов