История России. 7 класс. Часть 2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.

История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. В основу методического аппарата учебника положен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у школьников универсальных учебных действий. Этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, отрывки из исторических источников, темы для проектов, исследований, творческих работ и т. п.

История России. 7 класс. Часть 2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.

История России. 7 класс.

С возникновением Древнерусского государства сложилась система управления им (табл. 4). Во главе государства стоял великий киевский князь, опиравшийся на дружину. На местах правили княжеские наместники — посадники и волостели, а также местные князья — родственники великого князя. В городах важнейшие вопросы общественной жизни решало вече.
К высшим сословиям населения Древней Руси принадлежали феодалы: князья, бояре, дружинники, духовенство (табл. 5). К низшим, которые составляли подавляющее большинство населения, относились разные категории зависимых людей — смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы.
Таблица 5. Основные категории населения Древней Руси
Таким образом, в IX-XI вв. на Руси складывается феодальный строй, для которого характерно следующее: 1) земля, главное богатство в Средневековье, принадлежит феодалам — князьям и боярам; 2) между князьями и боярами формируются вассальные отношения: бояре за службу получают от князя
Тема 2. Возникновение древнерусского государства. Киевская Русь
наследственное земельное владение — вотчину; 3) расслоение в обществе приводит к созданию сословной организации, состоящей из двух основных групп — феодалов и зависимых людей, которые обладали неодинаковыми правами и обязанностями, закреплёнными в юридических документах, в частности в Русской Правде.
Вместе с тем, значительная часть населения Древней Руси (смерды) были лично свободными людьми, которые платили дань и несли повинности в пользу государства. Многие земли принадлежали не феодалам, а крестьянской общине.
Политика первых киевских князей. Князь Олег подчинил племена древлян, северян, радимичей, которые стали платить ему дань. В 907г. он совершил успешный поход на Константинополь (ил. 12). ПВЛ рассказывает о том, что в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит (ил. 13). В результате похода с Византией был заключён выгодный для Руси договор. В 911 г. князь совершил ещё один поход в Византию и заключил с ней новый договор.
После смерти Олега Киевом стал править сын Рюрика князь Игорь (912-945 гг.). Он дважды (в 941 г. и в 944 г.) ходил с походами на Константинополь. Первый был неудачным: византийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня». Второй поход позволил заключить с византийцами выгодный для Руси договор.
В 945г. Игорь решил дважды собрать дань с древлян (ил. 14) и был убит ими.
После смерти Игоря Киевской Русью правила его вдова княгиня Ольга (945-957 гг.) (ил. 15). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Вместе с тем княгиня упорядочила сбор дани, проведя первую в русской истории государственную реформу. Она установила размеры дани — уроки и места её сбора — погосты.
В 857 г. Ольга совершила путешествие в Константинополь, где первой из русских правителей приняла крещение (ил. 16). По возвращении домой она передала княжение своему сыну Святославу (957-972 гг.) (ил. 17).
С 964 г. и до самой своей смерти Святослав провёл в военных походах (ил. 18). Он нанёс поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат и разорил его столицу Итиль. Князь дошёл до устья реки Кубани и на Таманском полуострове основал зависимое от Руси Тмутараканское княжество.
Последний поход Святослав совершил в дунайскую Болгарию и даже собирался перенести туда, в город Переяславец, свою столицу. В Болгарии русскому князю пришлось воевать с византийским императором Иоанном Цимисхием (оборона крепости Доростол). Никто из противников не добился решающего успеха, и они заключили мир, согласно которому Святослав возвращался в Киев. По пути домой, у днепровских порогов ,он попал в засаду, устроенную печенегами, и погиб в бою.
Крещение Руси. После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась первая в русской истории междоусобная война за власть. Победу в ней одержал князь Владимир (9801015 гг.) (ил. 19), который в 980 г. захватил киевский престол, убив единокровного брата Ярополка.
Владимир воевал с поляками, волжскими булгарами, византийцами. Князь подчинил своей власти племена радимичей и вятичей. На южных рубежах Руси, страдавших от набегов печенегов, он построил несколько линий укреплений.
С княжением Владимира, прозванного в народе Красное Солнышко, связаны многие русские былины, главными героями которых были воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович (ил. 20) и другие.
Князь основал город Владимир, который в XII в. превратится в столицу могущественного княжества.
Поначалу Владимир был язычником. Он даже провёл религиозную реформу, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Позже Владимир принял христианство (в ПВЛ содержится рассказ о выборе киевским князем веры). В 988 г. Владимир захватил в Крыму византийский город Херсонес (в русских летописях — Корсунь), где крестился. Вернувшись в Киев, князь крестил киевлян (ил. 21), а его дядя Добрыня крестил новгородцев.
Тема 2. Возникновение древнерусского государства. Киевская Русь
Принятие христианства имело важное значение для Руси (табл. 6).
Таблица 6. Причины и последствия принятия христианства на Руси
Причины Последствия
• Необходимость объединения племён на новой духовной основе • Оправдание социального неравенства • Необходимость укрепления власти киевского князя • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским духовным ценностям • Тесные отношения с христианской Византией • Укрепление единства государства и власти киевского князя • Повышение международного авторитета Руси, укрепление её связей с христианским миром • Появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали • Приобщение Руси к византийской культуре (распространение письменности, грамотности, храмостро-ения, иконописания, летописания) • Возникновение нового политического института — церкви
Долгое время языческие и христианские представления в сознании русских людей сосуществовали вместе (двоеверие).
Приняв крещение, Владимир женился на сестре византийского императора Анне.
Русская православная церковь. После принятия христианства на Руси появился новый политический институт — церковь. Возглавлял её митрополит, присылаемый из Византии. Русь была поделена на церковные округа — епархии во главе с епископами, подчинёнными митрополиту.
Вместе с церковью в русском обществе возникло новое сословие — духовенство. Оно делилось на белое — священнослужителей, проживавших в миру, имевших право жениться и заводить детей, и чёрное духовенство — монахов, проживавших в монастырях и ведших аскетический образ жизни.
Одним из первых был основан столичный Киево-Печерский монастырь (ил. 22). Монастыри являлись важными очагами средневековой культуры: монахи создавали летописи (летописец Нестор), писали иконы, переписывали книги. Жизнь в монастырях регулировалась уставом.
Раздел I. Древность и Средневековье
Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). После смерти Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за киевский престол. В ходе неё Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба (ил. 23), а также брата Святослава (князя древлянского), за что получил прозвище Окаянный.
Другой сын Владимира, новгородский князь Ярослав (ил. 24) в 1019 г. на реке Альте разгромил войско Святополка и сел княжить в Киеве.
Ярослав проводил активную внешнюю политику (ил. 25): ходил в походы против чуди, в Тмутаракань против ясов (аланов), воевал с поляками.
Князь также послал войско в Византию, однако морская буря потопила русский флот. Это было последнее военное столкновение двух государств. Через несколько лет они заключили мирный договор, подкреплённый браком сына Ярослава (Всеволода) и дочери императора Константина Мономаха.
В 1036 г. Ярослав разбил под Киевом печенегов и навсегда прекратил их набеги на Русь. На месте победного сражения князь воздвиг Софийский собор (ил. 26) (см. ниже Культуру).
Ярослав содействовал избранию первого митрополита русского происхождения Илариона, сделав шаг к независимости русской церкви.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов