ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Подготовка к сочинению: русский язык, обществознание, литература, история.

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр предназначен учащимся 10-11 классов общеобразовательных организаций и призван помочь им в подготовке к одному из самых сложных заданий ЕГЭ — написанию сочинения, а также к итоговому сочинению в выпускном классе. Пособие включает комплекс обучающих и тренировочных заданий, материалы, разъясняющие требования к данному заданию в каждом предмете (с учётом последних демоверсий ЕГЭ), а также алгоритмы действий при выборе темы сочинения, выявлении главной идеи, аргументации своей позиции и т.п. Предметные критерии оценивания сочинения раскрываются и конкретизируются с учётом общих требований к данному виду заданий.

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Подготовка к сочинению: русский язык, обществознание, литература, история.

ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер

Выбор темы сочинения — важный и ответственный этап в его написании, от которого во многом зависит результат всей работы. Как и любой выбор, он открывает определённые возможности (к примеру, сразу исключить отдельные темы, по которым вы не чувствуете себя подготовленными) и в то же время нередко порождает сомнения и неуверенность в правильности принимаемого решения.
Выбор темы из числа предложенных предполагается в заданиях ЕГЭ по литературе, обществознанию, истории, а также в итоговом сочинении. При этом в каждом из этих предметов ситуация выбора представлена по-разному.
Учебный предмет Ситуация выбора темы
Литература Представлены четыре темы
Обществознание Представлены пять высказываний учёных, публицистов, общественных деятелей
История Указаны три исторических периода
Итоговое сочинение Сформулированы пять тем
Сочинение ЕГЭ по русскому языку пишется на основе предложенного текста.
Литература
Для сочинения по литературе выбор темы — одно из главных условий успеха. На экзамене в формате ЕГЭ предусмотрено четыре темы, различающиеся не только с точки зрения художественного текста, который потребуется для раскрытия темы, но и по типу, причём однотипные темы могут быть предложены на разном материале. Помимо этого, для сочинения на литературную тему важнародо-жанровая специфика привлекаемого художественного материала.
Ещё одной важной особенностью сочинения на литературную тему, в отличие от сочинения по русскому языку и итогового, является то, что во многих случаях тема жёстко определяет то художественное произведение (или произведения), которое необходимо рассмотреть, но при этом текст этого произведения должен быть хорошо известен выпускнику, сдающему ЕГЭ: на экзамене никакими текстами пользоваться не разрешается. Учитывая, что один из критериев оценивания сочинения по литературе связан именно с привлечением художественного материала (в том числе и цитат) для аргументации суждений, нетрудно сделать вывод: при выборе темы необходимо оценить своё знание литературного произведения и возможности его цитирования.
Рассмотрим параметры выбора темы для сочинения по литературе.
Историко-хронологический принцип
При выборе темы сочинения, как правило, главным критерием является историко-хронологический принцип, который соблюдается при формировании списка тем на ЕГЭ по литературе.
Для этого есть серьёзные основания. Художественные тексты, привлекаемые на экзамене по литературе в формате ЕГЭ, чётко определены в документе, который называется «Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения Единого государственного экзамена по литературе». Он включает все основные произведения, изученные по программе средней школы, — от древнерусской литературы до современных произведений ісонца XX — начала XXI в. Это очень большой список произведений, разумеется, желательно знать его в полном объёме, но реально выпускник лучше знает какую-то его часть, обычно определяемую историко-хронологически: 1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.; 2) литература второй половины XIX в.; 3) литература XX в.; 4) современная литература.
Знание художественных текстов
Практика показывает, что выбор темы сочинения только на основе историко-хронологического принципа может привести к весьма печальным результатам: в процессе написания сочинения «неожиданно» обнаруживается недостаток материала для раскрытия темы. Это приводит к очень серьёзному снижению оценки за всю работу, а не только по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» (максимально — 3 балла). Тема может оказаться раскрытой поверхностно, односторонне или — ещё хуже — не раскрыта: в этом случае по критерию 1 за раскрытие темы ставится «О» баллов и за сочинение в целом выставляется «О»!
Всё это свидетельствует о том, что для написания сочинения на литературную тему важно оценить свои возможности по привлечению текста уже на этапе выбора темы, а в процессе работы при подборе необходимых аргументов этот материал будет уточнён и представлен в форме убедительных доказательств с отсылками к тексту (или цитатами).
Кажется, теперь вы готовы выбрать тему, не сомневаясь, что вам хватит материала для её раскрытия. Но это не совсем так: дело в том, что не только способ привлечения материала, но и его отбор различаются в зависимости от родо-жанровой принадлежности произведений, указанных в теме. Из этого следует необходимость применить ещё один критерий при выборе темы сочинения по литературе.
Понимание родо-жанровой специфики произведения
Как правило, теоретико-литературные понятия, связанные с родом и жанром произведений литературы, используются в тестовой части ЕГЭ, но понимание того, как родо-жанровая специфика влияет на выбор темы, не менее важно для получения высокого балла за сочинение.
О проблеме привлечения текста при выборе темы было сказано выше, но необходимо знать, что и форма использования текста может быть разной: из произведений эпических или драматических (они чаще всего прозаические) возможно для аргументации суждений привлекать текст на уровне анализа важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; цитаты желательны, но не являются обязательными; зато в сочинении по лирике не обойтись без цитат.
Важно помнить, что при этом меняется и сам способ отбора материала. В темах по эпическим/драматическим и лиро-эпическим произведениям, особенно крупной формы (жанр романа-эпопеи, романа, повести и т.д.) вы обращаетесь к одному произведению, отбирая необходимые сцены, эпизоды, моменты в развитии сюжета и т.п. В сочинениях по лирике (иногда по эпическим произведениям малой формы, например в жанре рассказа, сказки) вам необходимо отобрать не менее трёх произведений, непосредственно связанных с темой и позволяющих раскрыть её полно и убедительно.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов