ОГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Итоговое собеседование

ОГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Итоговое собеседование. Пособие предназначено выпускникам основной школы для эффективной пошаговой подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку.  Работая с пособием, учащиеся научатся • грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты; • выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи; • излагать материал на основе личною жизненного опыта; • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге. Пособие рекомендовано учащимся 8—9-х классов, учителям и методистам.

ОГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Итоговое собеседование

ОГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр. Итоговое собеседование

Внимательно прочитайте цитату, подчеркните слова, в которых даётся оценка языковому а явлению.
Подберите синонимы к словам, которые используются в образном значении.Из подобранных слов составьте предложение — комментарий цитаты.
Найдите ДВА таких явления (слова или синтаксические конструкции), которые связаны я с темой текста или основной мыслью, оценкой автором того, о чём он повествует.
Процитируйте предложение (или дайте ссылку). Поясните, как Вы понимаете значение данного языкового явления в контексте. Сформулируйте свои наблюдения и запишите их.
Сделайте вывод, какое значение имеет в тексте употребление указанного языкового явления как оно обогащает содержание текста, какие новые знания и смыслы — открываются читателю — в незнакомом или, наоборот, привычном событии жизни, являющемся предметом повествования.
Комментарий (рассуждение по алгоритму при выполнении задания)
Вначале внимательно читается цитата, подчёркиваются слова, в которых даётся оценка языковому явлению:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (К. Г. Паустовский).
К этим словам подбираются синонимы, из которых и составляется предложение — комментарий цитаты.
Нет ничего = все явления; такого в жизни и в нашем сознании = в окружающей действительности и внутреннем мире человека; чего нельзя было бы передать — можно передать русским словом.
Определяется, какие явления надо найти в тексте. В данном случае нужно искать слова разных частей речи, выразительные языковые средства, которые могут называть явления действительности, описывать их, сообщать об их действиях или процессах, в которых они участвуют.
Первое, например, можно увидеть в предложении 25: (25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. Здесь используется сравнение «будто кувалдой», которое подчёркивает мощь и грубость неожиданного звука, вызвавшего ужас у пассажиров. Дополнительный оттенок угрозы этому звуку придаёт образ кувалды — тяжёлого огромного молотка, предназначенного для того, чтобы дробить камни, забивать сваи в землю. Этим сравнением автор создаёт атмосферу страха и опасности, в которой проходит жизнь мирного населения во время войны.
Второе языковое явление находится в предложении 36: (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. Метафора «осколочный дождь» создаёт яркий зрительный образ: осколки снарядов, несущие гибель, бесчисленны, словно капли дождя. А значит, велика опасность для людей.
Делается вывод: в данном тексте найденные слова создают точные, эмоциональные образы военной эпохи, позволяющие читателю представить условия жизни людей, их мужество и ответственность в выполнении своего человеческого и профессионального долга.
Для каждого абзаца сочинения характерны свои типы ошибок. В первом абзаце может отсутствовать комментарий — пояснение цитаты. Другими словами, образное высказывание о языке не расшифровано: не названы языковые явления и их функции. Эта ошибка связана, во-первых, с незнанием самих языковых явлений, их грамматических категорий и роли в языке, во-вторых, с неумением понять, о каком языковом явлении идёт речь в цитате. Например, в высказывании А. И. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» нужно понять, что слова «красив», «выразителен», «вместителен» говорят о лексическом составе языка, о богатстве значений слов. А слова «гибок», «послушен» можно отнести к характеристике синтаксического строя русской речи.
Второй и третий абзацы сочинения посвящены аргументации. Часто учащиеся опознают языковое явление в исходном тексте, называют его, приводят примеры, цитируют, но не поясняют в соответствии с основной мыслью цитаты. Другими словами, снова речь идёт об отсутствии комментария.
В выводе (в четвёртом абзаце) учащиеся ограничиваются констатацией проделанной работы: «Итак, мы доказали, что…», повторяют цитату, но не обобщают наблюдений, не поясняют, как в целом обогащается содержание текста использованием найденного языкового явления.
Если цитата не прокомментирована, происходит нарушение логической связности сочинения, поскольку ученик приводит примеры-аргументы к отсутствующему тезису. Формальный вывод также логически не связан с содержанием сочинения.
Типичные логические ошибки, которые выпускники допускают в сочинении, представлены в таблице 1.1 на страницах 16-17.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов