ОГЭ 2020. Русский язык. Супертренинг. Итоговое собеседование

ОГЭ 2020. Русский язык. Супертренинг. Итоговое собеседование. Данное пособие содержит методические материалы, предназначенные для эффективной подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Задания по технике речи, грамматические упражнения, схемы, алгоритмы, образцы текстов помогут экзаменуемым научиться читать предложенные тексты с правильной интонацией, пересказывать их, добавляя указанные цитаты в свой пересказ, создавать устное высказывание в соответствии с определённым типом речи, грамотно выстраивать монологи в зависимости от цели высказывания. Пособие предназначено учащимся 9-х классов, учителям и методистам.

ОГЭ 2020. Русский язык. Супертренинг. Итоговое собеседование

ОГЭ 2020. Русский язык. Супертренинг. Итоговое собеседование

Замените разговорное слово «опасливо» (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
(1 )Сергей, глядя на сунувшегося в кастрюлю пса, опасливо сделал шаг к калитке и едва не крикнул, когда лязгнула цепь.
Ответ:_
11. Замените просторечное слово «аховый» (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
(1 )Учитель из меня аховый, если хочешь научиться класть печи, то просто смотри, как это делаю я. (2)Но не отвлекай меня от работы дурацкими вопросами! (3)Мне платят деньги за печи, а не за мои консультации.
Лексический анализ.
Вот если бы я, к примеру, должна была готовить уроки только по литературе, я бы могла их готовить круглые сутки и отвечала бы всегда на пятёрки. Потому что я занималась бы любимым делом! Но геометрия, физика, химия… Откуда возьмёшь столько терпения? И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! Понять не могу.
Найдите в тексте синонимы. Выпишите один из этих синонимов.
бланк ответов
Лексический анализ.
Я очень сильно от всех отличалась. У меня было глухое девчачье платье. Воротник доходил до самого подбородка. Я тоже хотела однажды сшить себе платье с вырезом, но портниха сказала, что мне это будет невыгодно, что мне ещё нечего обнажать. Прямо так и сказала: «Тебе ещё нечего обнажать. Твои ключицы выпирают, как какие-нибудь металлоконструкции». Неплохо, а? Я давно обратила внимание: частные портнихи очень развязны. Потому что все перед ними заискивают и смотрят им в рот, как каким-нибудь мудрецам.
Найдите в тексте синоним к слову «наглый». Выпишите этот синоним.
Мне стало страшно: неужели он будет снова играть? По плану, который я составила дома, я должна была встать и попросить: «Сыграй, Лёва, ещё. Я прошу тебя». Сейчас мне хотелось вскочить и крикнуть: «Я прошу тебя: перестань играть!»
В будущем я, конечно, буду ходить с братом на все его концерты. Я научу его быть гордым! Пусть зрители сначала попросят, поваляются у него в ногах. А потом уж он что-нибудь сыграет на «бис».
Разве артист может быть таким сговорчивым? Он должен быть загадочным и недоступным!
Найдите в тексте фразеологизм, имеющий значение «о чём-то униженно просить». Выпишите этот фразеологизм.
Мальчишки аплодировали как безумные и даже свистели, что является у них высшим выражением радости и восторга. Лёве после его «Франчески» никто не свистел. Это было обидно. Но я заметила, что, аплодируя Алине, многие тайком поглядывали на Лёву. Ещё бы! Всем интересно было, как оценит её пение студент консерватории. Профессионал! Ну и типы же эти старшеклассники: ни за что в открытую не признают, что студент консерватории для них авторитет. Для них вообще не существует авторитетов! А исподтишка будут подглядывать, как он реагирует. Ну и типы!
Найдите в тексте слово, которое имеет значение: «человек, отличающийся какими-нибудь характерными свойствами, приметами (чаще отрицательными)». Выпишите это слово.
Я не завидовала Алине: у нас в школе она, как говорится, вне конкурса. А тем, кто вне конкурса, глупо завидовать. К тому же мне нравилось, что девчонки со своими глубокими вырезами сразу присмирели, повесили носы. Они знали, что мальчики будут восторгаться Алиной, а соперничать с ней бесполезно.
Так иногда женщины выходят грустные из кино после картины, где главную роль играет красавица. Я обратила внимание: они даже некоторое время не смотрят на своих спутников. Наверно, боятся, что те будут сравнивать. Нет, я никогда не выйду замуж. Это уж точно.
Найдите в тексте фразеологизм, имеющий значение «огорчаться, расстраиваться». Выпишите этот фразеологизм.
Сочинение на лингвистическую тему
Задание 9.1 повышенной сложности, оно проверяет умение создавать письменное высказывание в форме сочинения-рассуждения о роли разнообразных лексических и грамматических явлений в тексте. Пример задания:
Прочитайте текст и выполните задание 9.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина
— Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста1. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
В задании определена цель — написание сочинения, то есть создание связного, членимого и законченного текста, смысловая целостность которого обеспечивается тезисом — содержанием лингвистического высказывания. Это высказывание определяет тему сочинения и его главную мысль.
Определён способ развёртывания сочинения: привести высказывание, раскрыть его смысл, а затем доказать справедливость приведённого высказывания примерами из текста.
Указан минимальный объём сочинения, и это позволяет примерно очертить то пространство, в границах которого создаётся текст. Это пространство вмещает в себя несколько действий:
• высказывание о языке;
• комментирование этого высказывания;
• аргументацию двумя примерами из текста;
• формулирование вывода, который фиксирует результаты работы.
Это в свёрнутом виде и есть способ создания сочинения, цель которого заключается в том, чтобы раскрыть содержание высказывания и доказать его справедливость двумя примерами из исходного текста.
Центральным элементом задания является изречение учёного-лингвиста, писателя, общественного деятеля, которое задаёт тему и главную мысль рассуждения. Все эти высказывания представлены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ, но неизвестно, какое из них будет включено в экзаменационную работу. Выучить все цитаты о языке невозможно и не нужно. Надо определить общие подходы, которые позволят правильно и точно прокомментировать лингвистическое высказывание.
Язык представляет собой многоуровневую знаковую систему. Следовательно, если высказывание посвящено языку, то в нём может идти речь о каком-то отдельном компоненте, например о значении категории рода у имён существительных или о разрядах местоимения и т. д. Но язык — это не просто система, это система действующая — орудие мысли и средство общения.
Две стороны языка как явления — строение и участие в деятельности человека — определяют и две линии раскрытия содержания лингвистического высказывания в сочинении: необходимо дать характеристику указанной языковой единицы с точки зрения грамматики и показать её смысловое и эмоциональное значение в тексте.
Сочинение должно состоять из 4 абзацев (может быть 3 абзаца, так как допустимо объединить два аргумента в один абзац), содержание которых оценивается по критериям. Они приведены в конце книги. Все материалы пособия — и теоретические, и практические — направлены на выработку умения создавать сочинение-рассуждение в соответствии с этими критериями.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов