ОГЭ 2020. Русский язык. Практикум. Итоговое собеседование. Рассуждение по сформулированной проблеме

ОГЭ 2020. Русский язык. Практикум поможет подготовиться к итоговому собеседованию по русскому языку, а именно к той его части, в которой нужно составить рассуждение по сформулированной проблеме. Пособие содержит различные задания, выполняя которые учащиеся научатся создавать рассуждение по поставленному вопросу. Создание такого рассуждения предусматривает задание 3 итогового собеседования для выпускников основной школы. Практикум рассчитан на учащихся 9 классов, учителей, методистов, репетиторов.

ОГЭ 2020. Русский язык. Практикум. Итоговое собеседование. Рассуждение по сформулированной проблеме

ОГЭ 2020. Русский язык. Практикум. Итоговое собеседование

В подразделе «Справочные материалы» подробно представлены лексические и грамматические явления русского языка, описаны их функции в речи, приведены примеры. Эти сведения необходимы для комментирования как представленной в задании цитаты, так и языковых примеров из текста.
Номинативная функция слова
Главная функция слова — называть те или иные объекты реальности. Если стоит задача определить какое-либо лексическое явление, то, пожалуй, самым естественным действием будет выделение именно номинативной («назывательной») функции слова.
Автор не изображает абсолютно всех подробностей окружающей его реальности, а отбирает из их бесчисленного множества только те объекты, которые наиболее значимы для реализации авторского замысла, для создания картины. Что попало в поле зрения автора? Почему именно эти явления? Какими лексическими средствами они обозначены? Какой образ действительности создаёт автор с помощью этих слов? Вот вопросы, которые указывают направление анализа.
Выполнение. Выделите из исходного текста те слова, которые отражают тему. Проиллюстрируйте этими лексическими средствами номинативную функцию слова.
Пример выполнения. «Главное назначение слова — обозначать явления действительности. Именно благодаря этой функции автор может словами „нарисовать» живой образ. Текст_позволяет проиллюстрировать важность номинативной функции слова. Такие слова, как „_», „_„_позволяют читателю зримо
представить изображённую картину».
2. Стилистически окрашенная лексика. Лексика, ограниченная в своём употреблении
Любой носитель языка ощущает своеобразие таких слов, как «рекогносцировка», «чело», «вихотка», «тенденция», «балбес» и т.д. Они явственно выделяются на фоне общеупотребительной литературной лексики. Естественно, что именно эти слова в первую очередь обращают на себя внимание читателя. Возникает вопрос: с какой целью автор включает такие лексические элементы в свой текст?
Писатель, создавая художественный образ, всегда выбирает наиболее точное слово. Поэтому значимость того или иного лексического явления можно проиллюстрировать, если соотнести выбранное автором слово с другим, которое могло бы стоять на его месте. Главный вопрос, определяющий содержание этого действия, — вопрос «Почему?». Почему автор для называния героя выбрал именно такую форму наименования, а не другую? Почему автор использовал в тексте диалектное слово, или профессионализмы, или слова разговорного стиля и т. д.?
Выполнение. Выберите значимое в смысловом отношении слово, соотнесите его с близким по значению словом, докажите, что выбранное автором слово является наиболее целесообразным в данном тексте.
Пример выполнения. «Автор текста стремится к тому, чтобы передать читателю свои мысли и чувства, поэтому он отбирает наиболее точные слова. Обратим внимание на
слово „_Почему автор употребляет именно это слово, а не близкое по значению
„_»? Мне кажется, что слово „_» позволяет автору (нарисовать правдивую
картину действительности, передать колорит изображённой эпохи, погрузить читателя в реальную обстановку, точнее передать особенности речи героя…)».
3. Средства иносказательной выразительности
Переносные значения слов (словосочетаний) имеют различные названия-термины: эпитет, метафора, сравнение, метонимия и т. д. Эти средства языковой выразительности усиливают эмоциональное воздействие текста, позволяют автору ярче передать читателям волнующие его мысли и чувства, усиливают образность созданной картины.
Выполнение. Определите средство выразительности, которое автор использует в тексте, раскройте его функцию в реализации главной мысли.
Пример выполнения. «В речевом строе текста важную роль играет (назовите используемое средство)_. Это средство выразительности позволяет автору (ярко
изобразить характер персонажа; передать своё отношение к изображаемым явлениям, усилить эмоциональное звучание…)».
Примеры использования средств иносказательной выразительности.
Метафора: Генка разглядывал седоватый узел волос на затылке «англичанки», уныло грыз ручку, и постепенно в него заползала тоска и безнадёжность (В. Крапивин).
Сравнение: Но день был испорчен, потому что до вечера сидело в Генке это чувство безнадёжности, едкое, как запах сырой извёстки в пустых коридорах… (В. Крапивин)
Фразеологизм: Наташка услышала и, не веря своим ушам, оглянулась (В. Железников). (В данном случае фразеологизм перефразирован: должно быть «не верить своим глазам».)

Антонимы Позволяют показать сложный характер действительности, отражают противоречивость описываемого явления Одно условие, оберегающее силу волшебства, есть в каждой сказке: не лги ни маленькой, ни большой ложью, не предавай (А. Шаров).
Многозначность слова Служит для усиления эмоциональности Он оправился, как-то особенно выставил грудь, надулся и раскланялся с проезжавшим на извозчике военным (Н. Г. Гарин-Михайловский).
Экспрессивно-оценочная лексика Передаёт отношение говорящего к описываемому явлению или лицу («очи», «реветь», «трусишка») Нам вместе жить да жить. А эта пигалица уже стояла опять около меня. Треснуть её, что ли, по макушке, чтобы отделаться раз и навсегда? (В. Железников)
Диалектные слова Позволяют передать характерные речевые особенности той или иной местности, ярче нарисовать образ персонажа — Лужком пошёл, знаешь, там, где он сугибелью выходит, там ведь есть бучило; знаешь, оно ещё всё камышом заросло… (И. С. Тургенев)

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов