ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации

ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации — Основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку. В пособии подробно рассматривается структура, содержание возможных контрольно-измерительных материалов, предлагаемых на экзамене. Содержатся методические рекомендации по написанию сжатого изложения, приводятся виды компрессии текста. Предлагаются алгоритмы для написания трёх видов сочинения (9.1, 9.2, 9.3), даются образцы сочинений.

ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации

ОГЭ 2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
4) Звук, который привлёк внимание сержанта Егорова — такова была фамилия старшого, — казался очень странным.
5) Когда Генка был ещё маленький, страх перед молнией загонял его на диван, заставлял прятаться с головой под папиным пальто и лежать почти без дыхания, пока не утихнут самые дальние раскаты.
бланк ответов
[ 7 | 9 Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи
является эпитет.
1) Странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук слышался где-то совсем недалеко, направо, за кустом можжевельника.
2) Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило; он проснулся, вскочил,сел.
3) Парикмахер был немолодой человек с добрыми воспалёнными глазами и элегической улыбкой на рыжем лице.
4) Автостанция на выходные закрывалась, поэтому мы ждали рейсовый автобус на улице.
5) А потом, повзрослев, Дмитрий Сергеевич много раз приезжал к бабушке, ходил на луг.
бланк ответов
У j 10 I Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи
является сравнение.
1) Так он паясничал и шаманил, пока отец, словно загипнотизированный, не начал повторять за ним, что конь хороший, его только подкормить надо и что-то вроде этого.
2) Они огибают двор, перелезают ограду и идут по самой отдалённой дорожке.
3) И пока ракета не погасла, три солдата неподвижно стояли среди кустов, сами похожие на полуоблетевшие кусты в своих пятнистых, жёлто-зелёных плащ-палатках, из-под которых торчали автоматы.
4) Перед ним лежит на тарелке котлетка, он косится на неё и лениво пощипывает хлеб.
5) Только Игорь Шурыгин не занял никакого призового места, в хмурой задумчивости он стоял в сторонке и раздражённо отмахивался от падающих на него снежинок.
I ЗАДАНИЕ 8
11 I Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи
является фразеологизм.
1) Славный путь проделали плечом к плечу Енакиев и Ахунбаев: били они немцев под Духовщиной, били под Смоленском, вместе окружали Минск.
2) В эти последние часы, а может быть, даже минуты, перед боем всё казалось ему слишком медленным.
3) Капитан Ахунбаев, сдвинув на затылок зелёный шлем и наклонив хмурый, почти коричневый широкий лоб, резкими, нетерпеливыми движениями толстых пальцев передвигал по своей карте прозрачную линейку.
4) Верхушка сосны раскачивалась по кругу, а вместе с ней раскачивалась и площадка, словно это был плот, который плавно носит вокруг широкого медленного водоворота.
5) Но как же могло везти, спрошу я вас, если делать всё не по-людски, а шиворот-навыворот?
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи
является метафора.
1) Телефонист сейчас же позвонил на командный пункт полка и доложил, что время девять часов четырнадцать минут.
2) Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик тяжело бредил во сне.
3) Сердце мое опустело и сжалось от боли.
4) Галина Петровна, учительница русского языка, собрав стопку тетрадей с контрольными работами, пошла в учительскую за классным журналом.
5) Он долго стоял возле сына, пытаясь проникнуть в его мир, где красота не утратила своей первозданной свежести и всё сияла незамутнённым светом.
лексический анализ
В задании 8 проверяется владение словарным запасом русского языка, знание разных пластов лексики, умение свободно обращаться с лексическим материалом. Пример задания 8:
Прочитайте фрагмент текста и выполните задание 8.
(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день.
Найдите в тексте 1 синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
Трудность выполнения задания 8 связана с несформированностью у современных школьников языкового чутья и бедностью словарного запаса. Чтобы успешно справиться с данной частью теста, необходимо учиться внимательно читать, вникая в содержание текста и смысл каждого слова, которое может выступать предметом лексического анализа. Лексические явления многообразны: синонимы и антонимы, слова различной стилевой окраски, разных оттенков значения и т. д. Надо хорошо усвоить особенности лексических пластов русского языка, научиться соотносить терминологическое название и конкретное слово / словосочетание из текста. В этом вам помогут справочные материалы (таблицы 8.1 и 8.2).
Один из типов формулировок задания направлен на проверку умения понимать значение слова в контексте, например: «Найдите в предложениях 25-30 слово, которое имеет значение «большой тяжёлый ручной молот». Выпишите это слово», (см. стр. 262). Ответ — слово «кувалда» из предложения 25. Таким образом, кроме опознавания синонимов, антонимов, фразеологизмов и т. п., важно понимать значение каждого слова. Часто поисковое задание направлено на слова редко употребляемые, необычные. Подобные слова не обязательно знать или специально заучивать, потому что об их смысле можно догадаться по контексту. Этот навык надо постоянно тренировать, поскольку словарный запас человека обогащается чтением не толковых словарей, а художественной литературы.
ЗАДАНИЕ 8
Внимательно прочитайте задание, подчеркните ключевые слова.
Определите, на какое лексическое явление оно направлено: поиск соответствия ш указанному термину или определение значения слова по контексту. f
Найдите фрагмент текста, указанный в задании как область поисковой деятельности.
Проанализируйте содержание контекста.
Определите лексическую единицу.
Запишите найденное слово(-а) в строку ответа.
В комментарии показано выполнение задания 8, приведённого в начале раздела. При чтении задания выделяются ключевые слова: во-первых, термин «синонимы», во-вторых, редко употребляемое слово «ялик».
Вспомните определение термина «синонимы» — это близкие по значению слова. Далее обратитесь к содержанию контекста: рассказывается о том, что люди переправляются через реку на ялике, значит, ялик — это какая-то лодка. В тексте можно найти три слова, которые имеют похожее значение: «справа и слева от шлюпки», «легко вёл он своё маленькое судно», «а этот мальчик сидит на этой лодке». Любое из этих трёх слов может быть правильным ответом.
Итак, в строку ответа надо записать слово лодка / шлюпка / судно.
Ошибки при выполнении этого задания обусловлены следующими причинами:
1) незнанием лексического явления, смешением значения терминов. Например, ученик путает синонимы и паронимы и к слову «злой» подбирает в качестве синонима слово «злостный» — пароним, вместо слова «сердитый». Чтобы избежать ошибок, проработайте теорию по справочным материалам;
2) неумением определить лексическое значение указанного слова из-за отсутствия навыка внимательного чтения. Тогда ответом к заданию может оказаться случайное слово;
3) неумением соотносить слово, его лексические и стилистические особенности с содержанием текста. Наличие контекста, с одной стороны, позволяет понять смысл многозначного слова, а с другой стороны, требует проведения многостороннего сопоставления слов между собой и с содержанием фрагмента в целом. Например, надо по контексту определить лексическое значение слова «батарея»: «(36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь». Слово «батарея» многозначное. Это:
1. Укрепление, служащее позицией для нескольких орудий (воен.). Замаскированная батарея.
2. Артиллерийская часть в составе нескольких орудий (воен.). Командир батареи. Батарея выехала на позицию.
3. Несколько соединённых между собою электротехнических элементов или аккумуляторов (тех.). Аккумуляторная, солнечная батарея.
4. Название разных приборов, состоящих из ряда соединённых, совершенно одинаковых частей или элементов (тех.). Батарея парового отопления.
В контексте упоминается командир, осколки — а это военные реалии, значит, автор использует слово «батарея» во втором значении. Итак, чтобы это понять, необходимо внимательно читать текст и рассматривать лексическую единицу не как обособленное явление, а с учётом содержания всего текста.
В данных ниже таблицах представлена классификация лексики русского языка по различным признакам. Знание полной картины семантического и стилистического богатства словарного состава помогает точнее определить особенности значения и эмоционального наполнения конкретного слова, представленного в экзаменационном задании, а также подобрать к нему необходимый синоним.
Как пользоваться правилами, представленными в таблицах
Познакомьтесь с классификацией русской лексики, внимательно прочитайте определения терминов и примеры. Сравните значения разных групп слов, постарайтесь понять и почувствовать особенности каждой группы. При выполнении тренировочных упражнений и типовых заданий возвращайтесь к таблицам, перечитывайте, сравнивайте слова из упражнения с примерами в таблицах, чтобы точно определить принадлежность слова к той или иной лексической группе.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов