Церковь. Сергий Радонежский. Иосифляне и нестяжатели

Единственным институтом, обладавшим определенной автономией, оставалась церковь. Но в ней возник острейший спор — между иосифля­нами и нестяжателями. Первых возглавлял Иосиф Волоцкий (Иван Санин, 1440-1515), игумен Волоколамского монастыря, вторых — Нил Сорский (Николай Майков, 1433-1508), основатель скита (небольшой, состоящей из индивидуальных, отдельно расположенных келий обители) на реке Соре близ Белого озера.

В XIV-XVI веках «особножитие» в монастырях сменилось «общежи­тием». В первом случае монахи только жили рядом и участвовали в об­щих молитвах. Монастырь второго рода представлял собой коммуну, на благо которой монахи вместе трудились, получая от нее в качестве воз­награждения еду, одежду, иные необходимые вещи. Эта реформа, нача­тая митрополитом Алексием, его соратником, основателем Троицкого (Троице-Сергиева) монастыря Сергием Радонежским (1314 или 1322­1392), превратила духовные обители в мощные организации, в интеллек­туальные, политические, а также коммерческие центры. Они завладели обширными вотчинами. Имущество церкви росло и благодаря пожертво­ваниям. Богатые люди вносили в монастыри большие вклады, желая иметь убежище на случай опалы, жертвовали деньги и земли «на помин души», веря, что заупокойная молитва поможет попасть в рай.

Нил считал, что обогащение противоречит христианским принци­пам. Он призывал монахов отказаться от владения селами, жить своим трудом, избавляться от мирских страстей, сосредоточиться на внутрен­нем, духовном совершенствовании.

Иосиф являлся ярым ревнителем чистоты православной веры, не­примиримым борцом с ересями. При этом он был практичным церков­ным политиком. Он был уверен, что, лишившись материального богатст­ва, уйдя от мира, церковь потеряет и моральный авторитет. Если мона­стыри будут бедны, утверждал Иосиф, то «честные и благородные люди» не станут стричься в монахи. Тогда исчезнут достойные иерархи, и «вера поколеблется».

Такие люди в монахи действительно шли. И Нил, и Иосиф происхо­дили из знатных семейств. Но прагматичному государю импонировали взгляды Нила. Подход нестяжателей давал Ивану удобный предлог для национализации церковных земель. Однако силовой новгородский ва­риант тут не годился. Не затевать же было войну против своего духовен­ства! Правительство предложило церкви добровольно отказаться от вотчин.

Взамен великий князь обещал взять ее на свое содержание. Но тогда церковь переходила в подчинение государству. Духовенство не побоя­лось бросить вызов великому князю. Церковный собор 1503 г. отверг притязания светской власти. Решающий удар замыслам Ивана нанес ин­сульт, поразивший его прямо во время собора.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов