Россия во второй половине 17 века

План

  1. Царствование Алексея Михайловича.
  2. Городские восстания. Окончательное закрепощение крестьян.
  3. Восстание С. Разина.
  4. Реформа Никона и церковный раскол.
  5. Присоединение Украины к России.
  6. Царствование Фёдора Алексеевича.
  7. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие бунты.
  8. Экономика XVII в.
  9. Социальная структура.
  10. Система государственной власти.
  11. Культура XVII в.:
  • а)её  особенности;
  • б)архитектура;
  • в) живопись;
  • г) декоративно-прикладное искусство;
  • д)  просвещение;
  • е) литература;
  • ж) театр.

Содержание

Царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). По­сле смерти царя Михаила Фёдоровича (ил. 1) на престол взошёл его сын Алексей Михайлович (ил. 2), прозванный за спокойный нрав Тишайшим.

Алексей Михайлович был дважды женат. Первым браком на Марии Милославской (ил. 3), которая родила ему царевну Софью и будущих царей Фёдора и Ивана (о них см. ниже). После смерти супруги Алексей Михайлович женился на Наталье Нарышкиной (ил. 4). От этого брака на свет появился Пётр I.

Городские восстания. Окончательное закрепощение кре­стьян. Царствование Алексея Михайловича омрачилось много­численными народными выступлениями. Неслучайно XVII сто­летие в истории России получило название Бунташный век. Причинами восстаний были закрепощение крестьян, рост на­логов, произвол царских чиновников, попытки ограничения ка­зачьей вольницы.

Чтобы пополнить оскудевшую казну, правительство, возглав­ляемое боярином Б. И. Морозовым, воспитателем царя, повысило налог на соль — продукт важный и дорогой в те времена. В ответ на это в Москве в 1648 г. вспыхнуло восстание, получившее назва­ние Соляной бунт. С трудом его удалось подавить (ил. 5).

Прямым следствием Соляного бунта стал собравшийся в Мо­скве Земский собор, принявший в 1649 г. новый свод законов — Соборное уложение (ил. 6). В его первых главах говорилось о наказаниях за преступления против царя и церкви.

Соборное уложение отменило «урочные лета» и ввело бес­срочный сыск беглых крестьян. Таким образом, завершился про­цесс оформления крепостного права (табл. 1).

Таблица 1. Этапы закрепощения крестьян

1497 г.

Судебник Ивана III — ограничение перехода крестьян к другому землевладельцу Юрьевым днём

1550 г.

Судебник Ивана IV — увеличение размера «пожилого» при переходе к другому землевладельцу

1581 г.

Введение в некоторых районах «заповедных лет» — временного за­прета на переход крестьян в Юрьев день

1597 г.

Введение «урочных лет» — права помещика на сыск беглых кре­стьян в течение 5 лет

1637 г.

Увеличение срока сыска беглых крестьян до 9 лет

1641 г.

Увеличение срока сыска беглых крестьян до 15 лет

1649 г.

Принятие Соборного уложения — введение бессрочного сыска бе­глых крестьян, окончательное закрепощение

Кроме того, белые слободы в городах были ликвидированы, всё посадское население обязано было нести тягло (см. ниже со­циальную структуру).

В 1662 г. в Москве произошло новое восстание — Медный бунт. Желая поправить ухудшившееся финансовое положение государства, вызванное продолжительной Русско-польской вой­ной (о ней см. ниже), правительство стало чеканить медную мо­нету (ил. 7), которую приравняло к выпускавшейся ранее сере­бряной (ил. 8).

Вскоре за одну серебряную деньгу стали давать 15 медных. При этом жалованье платили медью, а налоги собирали сере­бром. В результате в Москве вспыхнул бунт. Огромная толпа возмущённых посадских людей двинулась в село Коломенское, где в это время находился царь. Туда были вызваны войска, же­стоко расправившиеся с народом (ил. 9). Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена.

Восстание С. Разина. В 1670 г. на Дону вспыхнуло восста­ние (ил. 10) под предводительством атамана Степана Разина (ил. 11). Его движущую силу составили донские казаки. Ранее Разин совершал с ними «походы за зипунами», т. е. за добычей. Они грабили суда русских и иранских купцов и города на Волге и Каспийском море (ил. 12).

Собрав войско, Разин с Дона отправился на Волгу. Там он захватил города Астрахань, Царицын, Самару, Саратов, осадил Симбирск, но взять его не смог.

Разинское войско пополнили крестьяне и представители на­родов Поволжья — чуваши, татары, марийцы, мордва. Повсюду разинцы рассылали «прелестные грамоты» (письма), призывая народ истреблять бояр и дворян.

Под Симбирском царские войска нанесли разинцам пораже­ние. Разин бежал на Дон. Там домовитое (зажиточное) казаче­ство схватило его и выдало властям (ил. 13). Разина доставили в Москву и в 1671 г. казнили (четвертовали) на Красной пло­щади (ил. 14). Многие его сподвижники были жестоко убиты.

Реформа Никона и церковный раскол. В середине XVII в. Русскую православную церковь возглавил патриарх Никон (мирское имя Никита Минов) (ил. 15). Между царём и новым па­триархом сложились тёплые отношения. Алексей Михайлович называл Никона своим «собинным другом» и разрешил ему име­новаться «великим государем». Но вскоре честолюбивый Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Он поссорился с царём, а в 1666 г. церковным Собором был лишён патриаршего сана и сослан в отдалённый монастырь.

В 1653 г. Никон начал церковную реформу (табл. 2), главная цель которой состояла в том, чтобы привести русское богослу­жение, а также церковные книги в соответствие с греческими образцами (ил. 16). Это привело к расколу в церкви.

Таблица 2. Церковная реформа Никона

Причины и цели

Содержание

•   Выбор в качестве образца для реформы греческих источников делал Москву центром мирового православия (теория «Москва — третий Рим»)

•   Унификация службы и богослу­жебных книг — необходимое ус­ловие объединения церквей Рос­сии и Украины

•   Необходимость унификации цер­ковной обрядности в целях укре­пления самодержавия и центра­лизации государства

•   Необходимость устранения раз­ночтения в церковных книгах

•   Необходимость укрепить дисци­плину, нравственные устои духо­венства

•       Исправление богослужебных книг по греческим образцам

•       Введение троеперстия при крест­ном знамении вместо двуперстия

•       Совершение крестного хода против солнца, а не по нему

•       Поясные поклоны при богослуже­нии вместо земных

•       Произнесения слова «Аллилуйя» трижды вместо двух раз

•       Написание имени Христа Иисус вме­сто Исус

 

Многие верующие и священнослужители не приняли ре­форму Никона. Их стали называть раскольниками или ста­рообрядцами. Самым яростным противником реформы был протопоп Аввакум (ил. 17), снискавший себе славу яркого про­поведника.

Непокорного священника сослали в Сибирь (ил. 18). Там он написал знаменитое Житие протопопа Аввакума — одно из самых выдающихся литературных произведений XVII в. В 1682 г. Аввакума и несколько других видных раскольников за­живо сожгли в деревянном срубе в Пустозёрске.

Верной ученицей и последовательницей Аввакума была боярыня Ф. Морозова (ил. 19), которую посадили в земляную тюрьму и уморили голодом.

Реформу Никона отказались признать монахи Соловецкого монастыря (ил. 20). В течение 9 лет (1668-1676 гг.) царские войска осаждали мятежный монастырь («Соловецкое сиде­ние»), пока не взяли его хитростью, а затем учинили жестокую расправу над восставшими.

Присоединение Украины к России. В XIV в. большая часть западных и юго-западных русских земель (Киев, Галич, Черни­гов, Минск, Витебск, Полоцк и другие города), спасаясь от власти Золотой Орды, вошла в состав Великого княжества Литов­ского (ил. 21) (см. тему 4). В 1569 г. между Литвой и Польшей была заключена Люблинская уния, в результате которой воз­никло федеративное государство Речь Посполитая.

В середине XVII в. в Речи Посполитой началось восстание украинского народа за свою независимость (ил. 22). Украинцы в Польше подвергались тройному гнёту: национальному, рели­гиозному (поляки были католиками, а украинцы — православ­ными) и феодальному (земли, на которых трудились украин­ские крестьяне, в основном принадлежали польским панам).

Главной движущей силой восстания было запорожское каза­чество, которое за днепровскими порогами создало государство Запорожскую Сечь с хорошо организованным войском (ил. 23, ил. 24). Во главе восставших встал гетман войска Запорожского Богдан Хмельницкий (ил. 25). Запорожцев поддерживали крымские ханы, имевшие многочисленную конницу и часто вое­вавшие против Польши.

Хмельницкому удалось нанести полякам ряд чувствитель­ных поражений: у Жёлтых Вод, под Корсунью и под Пилявцами. В декабре 1648 г. Хмельницкий торжественно въехал в Киев.

Однако в 1651 г. запорожцы потерпел тяжёлое поражение под Берестечком. Это заставило Хмельницкого искать помощи у России. В 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, который постановил «войско Запорожское с городами и с землями» при­нять в состав России.

Созванная в 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) Рада (совет) приняла решение о присоедине­нии Украины к России (ил. 26). Всё это спровоцировало продол­жительную Русско-польскую войну (ил. 27), в ходе которой был отвоёван Смоленск.

В 1656-1658 гг. Москве пришлось воевать ещё и со Швецией, которая тоже претендовала на польские земли. России не уда­лось вернуть захваченные шведами в период Смуты русские земли и получить выход к Балтийскому морю.

В 1667 г. при участии видного дипломата и главы Посоль­ского приказа Л. А. Ордина-Нащокина (ил. 28) с Речью Поспо­литой было заключено Андрусовское перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев вошли в состав России.

Царствование Фёдора Алексеевича (1676-1682 гг.). В 1676 г. после смерти отца на престол вступил царь Фёдор Алек­сеевич (ил. 29), отличавшийся слабым здоровьем. При нём было введено подворное обложение (до этого с середины XVI в. суще­ствовало посошное обложение), для чего пришлось провести пе­репись населения России.

В 1682 г. царь отменил местничество. Разрядный приказ был ликвидирован, а разрядные книги, куда заносились звания и чины бояр и дворян, сожжены (ил. 30).

В 1676-1681 гг. произошла война между Россией и Турцией за контроль над Правобережной Украиной. Главным объектом военных действий стала столица украинского гетманства Чи­гирин, расположенный на территории Правобережной Укра­ины (Чигиринские походы). Туркам удалось взять Чигирин, русскому войску пришлось отступить. В 1681 г. был заклю­чён Бахчисарайский мир, по которому граница между Россией и Турцией устанавливалась по Днепру.

Регентство царевны Софьи. Стрелецкие бунты. После смерти царя Фёдора Алексеевича Нарышкины возвели на престол Петра I. Это вызвало недовольство Милославских, подбивших стрельцов на восстание, в ходе которого были убиты некото­рые из Нарышкиных (ил. 31). Ослаблением царской власти попытался воспользоваться глава стрелецкого приказа князь И. А. Хованский (отсюда название бунта Хованщина), за что был казнён.

В 1682 г. после подавления бунта на престол взошли сразу два царя — 10-летний Пётр I (ил. 32) и недееспособный 15-лет­ний Иван V (ил. 33). Регентом при юных братьях сделалась их сестра властолюбивая царевна Софья Алексеевна (ил. 34). Она приблизила к себе умного и деятельного главу Посольского приказа князя В. В. Голицына (ил. 35).

В интересах борьбы против Турции Голицын заключил в 1686 г. с Польшей Вечный мир, подтвердивший условия Ан- друсовского перемирия. В 1687г. и 1689 г. князь совершил два похода в Крым, даже пересёк Перекопский перешеек, отделяю­щий полуостров от материка.

В 1689 г. Пётр женился, что означало наступление его со­вершеннолетия. Регентство Софьи подошло к концу. Желая удержать власть в своих руках, она подбила стрельцов на выступление против брата. Пётр бежал из Москвы в Троице- Сергиев монастырь. Туда к нему на помощь пришли потеш­ные полки. Бунт был подавлен, Софью заточили в Новодевичий монастырь (ил. 36).

В 1698 г. несколько стрелецких полков, недовольных тя­готами жизни, подняли мятеж (Пётр в это время находился с Великим посольством в Европе — см. тему 9). Стрельцы были разгромлены в бою, многие участники бунта казнены (ил. 37). Позже стрелецкое войско было расформировано.

Экономика XVII в. В XVII столетии начал формироваться всероссийский рынок, т. е. отдельные регионы страны стали сливаться в единую хозяйственную систему. Этому способ­ствовала товарная специализация районов на производстве одного вида продукции (ил. 38): зерно (Центральная Россия), лён (Ярославль, Кострома), соль (Сольвычегодск, Солигалич), кочевое скотоводство (Заволжские степи), пушной промысел (Сибирь).

Ремесленное производство всё больше ориентируется на рынок. Появились мануфактуры (около 30) — железоделатель­ные, ткацкие, кожевенные, пороховые.

Количество городов, представлявших собой центры ремесла и торговли, к концу XVII в. увеличилось до 300. Крупнейшим российским городом была Москва (200 тысяч жителей).

Возникли общероссийские ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале.

Наблюдается рост внешней торговли. В 1667 г. при участии главы Посольского приказа Л. А. Ордина-Нащокина был принят протекционистский Новый Торговый устав, повысивший по­шлины на иностранные товары.

В 1689 г. Россия подписала с Китаем Нерчинский договор, определивший границы между двумя государствами и характер торговых отношений.

Социальная структура. В XVII в. окончательно сложилась сословная структура российского общества (табл. 3). К высшим сословиям принадлежали феодалы — светские (бояре и дво­ряне — «служилые людей по отечеству») и духовные.

К низшим, которые составляли подавляющее большин­ство населения, относились разные категории зависимых лю­дей — крестьяне, горожане (посадские жители) и «служилые люди по прибору» (казаки, стрельцы, пушкари). Большинство низших сословий несли повинности в пользу государства — тягло.

Наиболее многочисленное сословие составляли крестьяне. В зависимости от принадлежности они делились на черносош­ных (обрабатывавших государственные земли), дворцовых (принадлежавших царской семье), монастырских, частновла­дельческих (принадлежавших дворянам и боярам). Соборное уложение 1649 г. навечно прикрепляло крестьян к земле, за­прещая самовольный переход от одного хозяина к другому. Крестьяне несли в пользу владельца повинности — оброк и барщину.

Система государственной власти. В XVII в. в основном со­храняется система государственной власти, сформированная ещё при Иване Грозном (табл. 4).

Во главе властной пирамиды стоял царь (ил. 39). Для реше­ния важнейших вопросов внутренней и внешней политики он созывал Земский собор (ил. 40), представлявший интересы раз­личных слоёв населения и земель России.

Постоянно действующим законосовещательным органом при царе была Боярская дума (ил. 41). Исполнительная власть принадлежала приказам (ил. 42), количество которых дости­гало 80. Основную работу в приказах выполняли многочислен­ные чиновники — дьяки и подьячие (ил. 43).

Во второй половине XVII в. наметился процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную. Значение Земских соборов стало снижаться, они всё реже созываются. Появился Приказ тайных дел, который служил личной канце­лярией царя и контролировал деятельность всех государствен­ных учреждений. Вырос авторитет монарха, покушение на его честь и здоровье Соборное уложение рассматривало как «госу­дарственное преступление».

Даты

1645-1676 — царствование Алексея Михайловича

1648 г. — поход Семёна Дежнёва

1648 г. — Соляной бунт в Москве

1649 г. — принятие Соборного уложения, окончательное оформ­ление крепостного права

1649-1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

1653 г. — церковные реформы Никона, начало раскола

1654 г. — Переяславская Рада, переход Левобережной Украиныпод власть России

1654-1667 гг. — война с Речью Посполитой за Украину

1656-1658 гг. — война со Швецией

1662 г. — Медный бунт

1667 г. — Андрусовское перемирие с Польшей

1670-1671 гг. — восстание Степана Разина

1676-1682 — царствование Фёдора Алексеевича

1677-1678 гг. — Чигиринские походы

1682-1725 гг. — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682-1689 гг. — правление (регентство) царевны Софьи

1682 г. — отмена местничества

1682 г., 1689 г., 1698 г. — восстания стрельцов

1686 г. — Вечный мир с Речью Посполитой

1687 г., 1689 г. — Крымские походы1689 г. — Нерчинский договор с Китаем

1695 г., 1696 г. — Азовские походы

1697-1698 гг. — Великое посольство

Особенности культуры XVII в. В XVII в. происходит постепен­ный процесс обмирщения, секуляризации культуры, т. е. переход от религиозной культуры Средневековья к светской культуре Но­вого времени, который завершится в эпоху Петра I (см. тему 9).

Архитектура. В XVII в. русские строители охотно украшали здания декоративными деталями, росписями и изразцами. «Дивное узорочье» — так современники определили характер новых веяний в архитектуре. В Кремле для царя Михаила Фёдо­ровича был построен Теремной дворец (ил. 1). Его окна укра­шают белокаменные резные наличники, а по фасаду тянется пояс из цветных изразцов.

В центре Москвы по заказу богатого купца Григория Никит­никова была построена церковь Троицы (ил. 2), близкая по ар­хитектуре Теремному дворцу.

В XVII в. в русском зодчестве широкое распространение по­лучили изразцы — узорчатая керамическая плитка. Изразцы украсили собор Новоиерусалимского монастыря под Мо­сквой (ил. 3, ил. 4). Но самый богатый изразцовый декор полу­чил Крутицкий теремок в Москве (ил. 5, ил. 6).

В 1660-е гг. для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском был построен деревянный дворец (ил. 7), который современники окрестили «восьмым чудом света». Дво­рец состоял из трёх-четырёхэтажных хором с шатровыми, луко­вичными, бочкообразными кровлями (ил. 8).

В конце XVII в. по заказу бояр Нарышкиных в Москве и её окрестностях было сооружено несколько храмов, среди ко­торых — церковь Покрова в ФилЯх (ил. 9). Она имеет башне­образную форму и богатое убранство: резные наличники, ка­менные «гребешки». Стиль подобных храмов получил в русской архитектуре название «нарышкинское барокко» или «московское барокко».

Живопись. В XVII в. русские иконописцы проявляют всё боль­ший интерес к окружающему, земному миру. Они осваивают светотень (ил. 10) и линейную перспективу. Отечественное ис­кусство испытывает сильное влияние западноевропейского. В живописи появляется парсуна (искажённое слово «персона») — портрет, созданный в иконописной манере (ил. 11, ил. 12).

Во второй половине XVII в. иконописную мастерскую Ору­жейной палаты возглавил «царский изограф» Симон Ушаков. Его икона «Троица» (ил. 13) совершенно не похожа на рублёв­скую (ил. 14). Перед нами — сцена трапезы. Ангельские лики сменились почти человеческими лицами.

Интересна другая икона Ушакова — «Древо Московского государства» (ил. 15). В центре композиции в овале поме­щена Владимирская Богоматерь, покровительница Московской Руси. Вокруг неё, на ветвях древа, изображены церковные и го­сударственные деятели Москвы, а у его корней — основатели Московского государства Иван Калита и митрополит Пётр. На стене Кремля стоят царь Алексей Михайлович и его жена Мария Милославская с детьми.

Декоративно-прикладное искусство. На XVII столетие пришёлся расцвет русского ювелирного искусства. Изделия этого времени отличаются пышностью и многоцветием. Вдова боярина Б. И. Морозова вложила «на помин души» своего мужа в один из кремлёвских монастырей золотой потир (сосуд для причастия) (ил. 16). Вся его поверхность покрыта цветными эмалями, хорошо сочетающимися с цветными драгоценными камнями. Потиру по стилю близка золотая чаша (ил. 17), пода­ренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу.

В XVII столетии мастера-ювелиры, как и иконописцы, всё чаще обращаются к окружающему миру. В 1678 г. группа масте­ров Оружейной палаты изготовила золотой оклад Евангелия (ил. 18). Изображения евангелистов на нём дополнили много­численные бытовые детали.

Просвещение. В 1620-е гг. в Москве стала выходить руко­писная газета «Вести-Куранты» (ил. 19). Дьяки Посольского приказа писали её в количестве нескольких экземпляров для царя и бояр. Основными источниками информации для газеты служили иностранные газеты и отчёты русских послов.

В XVII в. продолжает распространяться грамота. Всё боль­шую роль в обучении грамоте играют буквари, азбуки, грамма­тики. В конце столетия справщик (корректор) Печатного двора Карион Истомин составил «Букварь» (ил. 20), снабжённый мно­гочисленными рисунками. Каждый его лист посвящён одной из букв русского алфавита (ил. 21).

В 1687г. в Заиконоспасском монастыре Москвы (ил. 22) от­крылось первое в России высшее учебное заведение — Славя­но-греко-латинская академия. Инициатива её создания при­надлежала церковному деятелю, поэту и публицисту Симеону Полоцкому (ил. 23), приглашённому в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича. Академия готовила чинов­ников для государственной службы и церкви. В ней изучали греческий, латинский и славянские языки (отсюда название), богословие, а также «семь свободных искусств», которые тра­диционно преподавались в западноевропейских средневековых университетах: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли учё­ный М. В. Ломоносов, автор первого русского учебника по ма­тематике Л. Ф. Магницкий, поэт и переводчик В. К. Тредиаков- ский.

Литература. Особое место в русской литературе XVII в. за­нял жанр повестей, в том числе сатирических, обличающих фе­одальные порядки, бюрократическую волокиту, продажность судей («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ер­шовиче» и др.). Их авторов чаще всего привлекает не святой, а обычный человек. Ярким примером такого произведения мо­жет служить «Повесть о Горе-Злосчастии» (ил. 24). Её герой — молодой человек, который пытается порвать с домостроевским семейно-бытовым укладом, но терпит поражение от Горя-Зло­счастия и уходит в монастырь.

Редким образцом автобиографической повести является Житие протопопа Аввакума, написанное лидером расколь­ников.

Театр. Во второй половине XVII в. состоялось знакомство русских людей с театром. Царь Алексей Михайлович велел по­казать ему театральное представление, о них он слышал от иностранных дипломатов и русских послов. Под руководством пастора московской лютеранской церкви немца Иоганна Гре­гори (ил. 25) была написана пьеса «Артаксерксово действо» (ил. 26) на сюжет из Ветхого Завета, созданы декорации и ко­стюмы.

Первое представление состоялось в 1672 г. в подмосковном селе Преображенском в специально построенной «комедийной хоромине». По словам современника, «поражённый зрелищем царь проглядел целых десять часов, не вставая с места».

За неимением в Кремле специального театрального поме­щения Алексей Михайлович распорядился перестроить под него дворец своего покойного тестя боярина Милославского. С тех пор дворец стал носить название Потешный (ил. 27).

Даты

1687 г. — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве

 

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов