План
- Царствование Алексея Михайловича.
- Городские восстания. Окончательное закрепощение крестьян.
- Восстание С. Разина.
- Реформа Никона и церковный раскол.
- Присоединение Украины к России.
- Царствование Фёдора Алексеевича.
- Регентство царевны Софьи. Стрелецкие бунты.
- Экономика XVII в.
- Социальная структура.
- Система государственной власти.
- Культура XVII в.:
- а)её особенности;
- б)архитектура;
- в) живопись;
- г) декоративно-прикладное искусство;
- д) просвещение;
- е) литература;
- ж) театр.
Содержание
Царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). После смерти царя Михаила Фёдоровича (ил. 1) на престол взошёл его сын Алексей Михайлович (ил. 2), прозванный за спокойный нрав Тишайшим.
Алексей Михайлович был дважды женат. Первым браком на Марии Милославской (ил. 3), которая родила ему царевну Софью и будущих царей Фёдора и Ивана (о них см. ниже). После смерти супруги Алексей Михайлович женился на Наталье Нарышкиной (ил. 4). От этого брака на свет появился Пётр I.
Городские восстания. Окончательное закрепощение крестьян. Царствование Алексея Михайловича омрачилось многочисленными народными выступлениями. Неслучайно XVII столетие в истории России получило название Бунташный век. Причинами восстаний были закрепощение крестьян, рост налогов, произвол царских чиновников, попытки ограничения казачьей вольницы.
Чтобы пополнить оскудевшую казну, правительство, возглавляемое боярином Б. И. Морозовым, воспитателем царя, повысило налог на соль — продукт важный и дорогой в те времена. В ответ на это в Москве в 1648 г. вспыхнуло восстание, получившее название Соляной бунт. С трудом его удалось подавить (ил. 5).
Прямым следствием Соляного бунта стал собравшийся в Москве Земский собор, принявший в 1649 г. новый свод законов — Соборное уложение (ил. 6). В его первых главах говорилось о наказаниях за преступления против царя и церкви.
Соборное уложение отменило «урочные лета» и ввело бессрочный сыск беглых крестьян. Таким образом, завершился процесс оформления крепостного права (табл. 1).
Таблица 1. Этапы закрепощения крестьян
|
Кроме того, белые слободы в городах были ликвидированы, всё посадское население обязано было нести тягло (см. ниже социальную структуру).
В 1662 г. в Москве произошло новое восстание — Медный бунт. Желая поправить ухудшившееся финансовое положение государства, вызванное продолжительной Русско-польской войной (о ней см. ниже), правительство стало чеканить медную монету (ил. 7), которую приравняло к выпускавшейся ранее серебряной (ил. 8).
Вскоре за одну серебряную деньгу стали давать 15 медных. При этом жалованье платили медью, а налоги собирали серебром. В результате в Москве вспыхнул бунт. Огромная толпа возмущённых посадских людей двинулась в село Коломенское, где в это время находился царь. Туда были вызваны войска, жестоко расправившиеся с народом (ил. 9). Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена.
Восстание С. Разина. В 1670 г. на Дону вспыхнуло восстание (ил. 10) под предводительством атамана Степана Разина (ил. 11). Его движущую силу составили донские казаки. Ранее Разин совершал с ними «походы за зипунами», т. е. за добычей. Они грабили суда русских и иранских купцов и города на Волге и Каспийском море (ил. 12).
Собрав войско, Разин с Дона отправился на Волгу. Там он захватил города Астрахань, Царицын, Самару, Саратов, осадил Симбирск, но взять его не смог.
Разинское войско пополнили крестьяне и представители народов Поволжья — чуваши, татары, марийцы, мордва. Повсюду разинцы рассылали «прелестные грамоты» (письма), призывая народ истреблять бояр и дворян.
Под Симбирском царские войска нанесли разинцам поражение. Разин бежал на Дон. Там домовитое (зажиточное) казачество схватило его и выдало властям (ил. 13). Разина доставили в Москву и в 1671 г. казнили (четвертовали) на Красной площади (ил. 14). Многие его сподвижники были жестоко убиты.
Реформа Никона и церковный раскол. В середине XVII в. Русскую православную церковь возглавил патриарх Никон (мирское имя Никита Минов) (ил. 15). Между царём и новым патриархом сложились тёплые отношения. Алексей Михайлович называл Никона своим «собинным другом» и разрешил ему именоваться «великим государем». Но вскоре честолюбивый Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Он поссорился с царём, а в 1666 г. церковным Собором был лишён патриаршего сана и сослан в отдалённый монастырь.
В 1653 г. Никон начал церковную реформу (табл. 2), главная цель которой состояла в том, чтобы привести русское богослужение, а также церковные книги в соответствие с греческими образцами (ил. 16). Это привело к расколу в церкви.
Таблица 2. Церковная реформа Никона
|
Многие верующие и священнослужители не приняли реформу Никона. Их стали называть раскольниками или старообрядцами. Самым яростным противником реформы был протопоп Аввакум (ил. 17), снискавший себе славу яркого проповедника.
Непокорного священника сослали в Сибирь (ил. 18). Там он написал знаменитое Житие протопопа Аввакума — одно из самых выдающихся литературных произведений XVII в. В 1682 г. Аввакума и несколько других видных раскольников заживо сожгли в деревянном срубе в Пустозёрске.
Верной ученицей и последовательницей Аввакума была боярыня Ф. Морозова (ил. 19), которую посадили в земляную тюрьму и уморили голодом.
Реформу Никона отказались признать монахи Соловецкого монастыря (ил. 20). В течение 9 лет (1668-1676 гг.) царские войска осаждали мятежный монастырь («Соловецкое сидение»), пока не взяли его хитростью, а затем учинили жестокую расправу над восставшими.
Присоединение Украины к России. В XIV в. большая часть западных и юго-западных русских земель (Киев, Галич, Чернигов, Минск, Витебск, Полоцк и другие города), спасаясь от власти Золотой Орды, вошла в состав Великого княжества Литовского (ил. 21) (см. тему 4). В 1569 г. между Литвой и Польшей была заключена Люблинская уния, в результате которой возникло федеративное государство Речь Посполитая.
В середине XVII в. в Речи Посполитой началось восстание украинского народа за свою независимость (ил. 22). Украинцы в Польше подвергались тройному гнёту: национальному, религиозному (поляки были католиками, а украинцы — православными) и феодальному (земли, на которых трудились украинские крестьяне, в основном принадлежали польским панам).
Главной движущей силой восстания было запорожское казачество, которое за днепровскими порогами создало государство Запорожскую Сечь с хорошо организованным войском (ил. 23, ил. 24). Во главе восставших встал гетман войска Запорожского Богдан Хмельницкий (ил. 25). Запорожцев поддерживали крымские ханы, имевшие многочисленную конницу и часто воевавшие против Польши.
Хмельницкому удалось нанести полякам ряд чувствительных поражений: у Жёлтых Вод, под Корсунью и под Пилявцами. В декабре 1648 г. Хмельницкий торжественно въехал в Киев.
Однако в 1651 г. запорожцы потерпел тяжёлое поражение под Берестечком. Это заставило Хмельницкого искать помощи у России. В 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, который постановил «войско Запорожское с городами и с землями» принять в состав России.
Созванная в 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) Рада (совет) приняла решение о присоединении Украины к России (ил. 26). Всё это спровоцировало продолжительную Русско-польскую войну (ил. 27), в ходе которой был отвоёван Смоленск.
В 1656-1658 гг. Москве пришлось воевать ещё и со Швецией, которая тоже претендовала на польские земли. России не удалось вернуть захваченные шведами в период Смуты русские земли и получить выход к Балтийскому морю.
В 1667 г. при участии видного дипломата и главы Посольского приказа Л. А. Ордина-Нащокина (ил. 28) с Речью Посполитой было заключено Андрусовское перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев вошли в состав России.
Царствование Фёдора Алексеевича (1676-1682 гг.). В 1676 г. после смерти отца на престол вступил царь Фёдор Алексеевич (ил. 29), отличавшийся слабым здоровьем. При нём было введено подворное обложение (до этого с середины XVI в. существовало посошное обложение), для чего пришлось провести перепись населения России.
В 1682 г. царь отменил местничество. Разрядный приказ был ликвидирован, а разрядные книги, куда заносились звания и чины бояр и дворян, сожжены (ил. 30).
В 1676-1681 гг. произошла война между Россией и Турцией за контроль над Правобережной Украиной. Главным объектом военных действий стала столица украинского гетманства Чигирин, расположенный на территории Правобережной Украины (Чигиринские походы). Туркам удалось взять Чигирин, русскому войску пришлось отступить. В 1681 г. был заключён Бахчисарайский мир, по которому граница между Россией и Турцией устанавливалась по Днепру.
Регентство царевны Софьи. Стрелецкие бунты. После смерти царя Фёдора Алексеевича Нарышкины возвели на престол Петра I. Это вызвало недовольство Милославских, подбивших стрельцов на восстание, в ходе которого были убиты некоторые из Нарышкиных (ил. 31). Ослаблением царской власти попытался воспользоваться глава стрелецкого приказа князь И. А. Хованский (отсюда название бунта Хованщина), за что был казнён.
В 1682 г. после подавления бунта на престол взошли сразу два царя — 10-летний Пётр I (ил. 32) и недееспособный 15-летний Иван V (ил. 33). Регентом при юных братьях сделалась их сестра властолюбивая царевна Софья Алексеевна (ил. 34). Она приблизила к себе умного и деятельного главу Посольского приказа князя В. В. Голицына (ил. 35).
В интересах борьбы против Турции Голицын заключил в 1686 г. с Польшей Вечный мир, подтвердивший условия Ан- друсовского перемирия. В 1687г. и 1689 г. князь совершил два похода в Крым, даже пересёк Перекопский перешеек, отделяющий полуостров от материка.
В 1689 г. Пётр женился, что означало наступление его совершеннолетия. Регентство Софьи подошло к концу. Желая удержать власть в своих руках, она подбила стрельцов на выступление против брата. Пётр бежал из Москвы в Троице- Сергиев монастырь. Туда к нему на помощь пришли потешные полки. Бунт был подавлен, Софью заточили в Новодевичий монастырь (ил. 36).
В 1698 г. несколько стрелецких полков, недовольных тяготами жизни, подняли мятеж (Пётр в это время находился с Великим посольством в Европе — см. тему 9). Стрельцы были разгромлены в бою, многие участники бунта казнены (ил. 37). Позже стрелецкое войско было расформировано.
Экономика XVII в. В XVII столетии начал формироваться всероссийский рынок, т. е. отдельные регионы страны стали сливаться в единую хозяйственную систему. Этому способствовала товарная специализация районов на производстве одного вида продукции (ил. 38): зерно (Центральная Россия), лён (Ярославль, Кострома), соль (Сольвычегодск, Солигалич), кочевое скотоводство (Заволжские степи), пушной промысел (Сибирь).
Ремесленное производство всё больше ориентируется на рынок. Появились мануфактуры (около 30) — железоделательные, ткацкие, кожевенные, пороховые.
Количество городов, представлявших собой центры ремесла и торговли, к концу XVII в. увеличилось до 300. Крупнейшим российским городом была Москва (200 тысяч жителей).
Возникли общероссийские ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале.
Наблюдается рост внешней торговли. В 1667 г. при участии главы Посольского приказа Л. А. Ордина-Нащокина был принят протекционистский Новый Торговый устав, повысивший пошлины на иностранные товары.
В 1689 г. Россия подписала с Китаем Нерчинский договор, определивший границы между двумя государствами и характер торговых отношений.
Социальная структура. В XVII в. окончательно сложилась сословная структура российского общества (табл. 3). К высшим сословиям принадлежали феодалы — светские (бояре и дворяне — «служилые людей по отечеству») и духовные.
К низшим, которые составляли подавляющее большинство населения, относились разные категории зависимых людей — крестьяне, горожане (посадские жители) и «служилые люди по прибору» (казаки, стрельцы, пушкари). Большинство низших сословий несли повинности в пользу государства — тягло.
Наиболее многочисленное сословие составляли крестьяне. В зависимости от принадлежности они делились на черносошных (обрабатывавших государственные земли), дворцовых (принадлежавших царской семье), монастырских, частновладельческих (принадлежавших дворянам и боярам). Соборное уложение 1649 г. навечно прикрепляло крестьян к земле, запрещая самовольный переход от одного хозяина к другому. Крестьяне несли в пользу владельца повинности — оброк и барщину.
Система государственной власти. В XVII в. в основном сохраняется система государственной власти, сформированная ещё при Иване Грозном (табл. 4).
Во главе властной пирамиды стоял царь (ил. 39). Для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики он созывал Земский собор (ил. 40), представлявший интересы различных слоёв населения и земель России.
Постоянно действующим законосовещательным органом при царе была Боярская дума (ил. 41). Исполнительная власть принадлежала приказам (ил. 42), количество которых достигало 80. Основную работу в приказах выполняли многочисленные чиновники — дьяки и подьячие (ил. 43).
Во второй половине XVII в. наметился процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную. Значение Земских соборов стало снижаться, они всё реже созываются. Появился Приказ тайных дел, который служил личной канцелярией царя и контролировал деятельность всех государственных учреждений. Вырос авторитет монарха, покушение на его честь и здоровье Соборное уложение рассматривало как «государственное преступление».
Даты
1645-1676 — царствование Алексея Михайловича
1648 г. — поход Семёна Дежнёва
1648 г. — Соляной бунт в Москве
1649 г. — принятие Соборного уложения, окончательное оформление крепостного права
1649-1653 гг. — походы Ерофея Хабарова
1653 г. — церковные реформы Никона, начало раскола
1654 г. — Переяславская Рада, переход Левобережной Украиныпод власть России
1654-1667 гг. — война с Речью Посполитой за Украину
1656-1658 гг. — война со Швецией
1662 г. — Медный бунт
1667 г. — Андрусовское перемирие с Польшей
1670-1671 гг. — восстание Степана Разина
1676-1682 — царствование Фёдора Алексеевича
1677-1678 гг. — Чигиринские походы
1682-1725 гг. — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)
1682-1689 гг. — правление (регентство) царевны Софьи
1682 г. — отмена местничества
1682 г., 1689 г., 1698 г. — восстания стрельцов
1686 г. — Вечный мир с Речью Посполитой
1687 г., 1689 г. — Крымские походы1689 г. — Нерчинский договор с Китаем
1695 г., 1696 г. — Азовские походы
1697-1698 гг. — Великое посольство
Особенности культуры XVII в. В XVII в. происходит постепенный процесс обмирщения, секуляризации культуры, т. е. переход от религиозной культуры Средневековья к светской культуре Нового времени, который завершится в эпоху Петра I (см. тему 9).
Архитектура. В XVII в. русские строители охотно украшали здания декоративными деталями, росписями и изразцами. «Дивное узорочье» — так современники определили характер новых веяний в архитектуре. В Кремле для царя Михаила Фёдоровича был построен Теремной дворец (ил. 1). Его окна украшают белокаменные резные наличники, а по фасаду тянется пояс из цветных изразцов.
В центре Москвы по заказу богатого купца Григория Никитникова была построена церковь Троицы (ил. 2), близкая по архитектуре Теремному дворцу.
В XVII в. в русском зодчестве широкое распространение получили изразцы — узорчатая керамическая плитка. Изразцы украсили собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой (ил. 3, ил. 4). Но самый богатый изразцовый декор получил Крутицкий теремок в Москве (ил. 5, ил. 6).
В 1660-е гг. для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском был построен деревянный дворец (ил. 7), который современники окрестили «восьмым чудом света». Дворец состоял из трёх-четырёхэтажных хором с шатровыми, луковичными, бочкообразными кровлями (ил. 8).
В конце XVII в. по заказу бояр Нарышкиных в Москве и её окрестностях было сооружено несколько храмов, среди которых — церковь Покрова в ФилЯх (ил. 9). Она имеет башнеобразную форму и богатое убранство: резные наличники, каменные «гребешки». Стиль подобных храмов получил в русской архитектуре название «нарышкинское барокко» или «московское барокко».
Живопись. В XVII в. русские иконописцы проявляют всё больший интерес к окружающему, земному миру. Они осваивают светотень (ил. 10) и линейную перспективу. Отечественное искусство испытывает сильное влияние западноевропейского. В живописи появляется парсуна (искажённое слово «персона») — портрет, созданный в иконописной манере (ил. 11, ил. 12).
Во второй половине XVII в. иконописную мастерскую Оружейной палаты возглавил «царский изограф» Симон Ушаков. Его икона «Троица» (ил. 13) совершенно не похожа на рублёвскую (ил. 14). Перед нами — сцена трапезы. Ангельские лики сменились почти человеческими лицами.
Интересна другая икона Ушакова — «Древо Московского государства» (ил. 15). В центре композиции в овале помещена Владимирская Богоматерь, покровительница Московской Руси. Вокруг неё, на ветвях древа, изображены церковные и государственные деятели Москвы, а у его корней — основатели Московского государства Иван Калита и митрополит Пётр. На стене Кремля стоят царь Алексей Михайлович и его жена Мария Милославская с детьми.
Декоративно-прикладное искусство. На XVII столетие пришёлся расцвет русского ювелирного искусства. Изделия этого времени отличаются пышностью и многоцветием. Вдова боярина Б. И. Морозова вложила «на помин души» своего мужа в один из кремлёвских монастырей золотой потир (сосуд для причастия) (ил. 16). Вся его поверхность покрыта цветными эмалями, хорошо сочетающимися с цветными драгоценными камнями. Потиру по стилю близка золотая чаша (ил. 17), подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу.
В XVII столетии мастера-ювелиры, как и иконописцы, всё чаще обращаются к окружающему миру. В 1678 г. группа мастеров Оружейной палаты изготовила золотой оклад Евангелия (ил. 18). Изображения евангелистов на нём дополнили многочисленные бытовые детали.
Просвещение. В 1620-е гг. в Москве стала выходить рукописная газета «Вести-Куранты» (ил. 19). Дьяки Посольского приказа писали её в количестве нескольких экземпляров для царя и бояр. Основными источниками информации для газеты служили иностранные газеты и отчёты русских послов.
В XVII в. продолжает распространяться грамота. Всё большую роль в обучении грамоте играют буквари, азбуки, грамматики. В конце столетия справщик (корректор) Печатного двора Карион Истомин составил «Букварь» (ил. 20), снабжённый многочисленными рисунками. Каждый его лист посвящён одной из букв русского алфавита (ил. 21).
В 1687г. в Заиконоспасском монастыре Москвы (ил. 22) открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Инициатива её создания принадлежала церковному деятелю, поэту и публицисту Симеону Полоцкому (ил. 23), приглашённому в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича. Академия готовила чиновников для государственной службы и церкви. В ней изучали греческий, латинский и славянские языки (отсюда название), богословие, а также «семь свободных искусств», которые традиционно преподавались в западноевропейских средневековых университетах: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли учёный М. В. Ломоносов, автор первого русского учебника по математике Л. Ф. Магницкий, поэт и переводчик В. К. Тредиаков- ский.
Литература. Особое место в русской литературе XVII в. занял жанр повестей, в том числе сатирических, обличающих феодальные порядки, бюрократическую волокиту, продажность судей («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.). Их авторов чаще всего привлекает не святой, а обычный человек. Ярким примером такого произведения может служить «Повесть о Горе-Злосчастии» (ил. 24). Её герой — молодой человек, который пытается порвать с домостроевским семейно-бытовым укладом, но терпит поражение от Горя-Злосчастия и уходит в монастырь.
Редким образцом автобиографической повести является Житие протопопа Аввакума, написанное лидером раскольников.
Театр. Во второй половине XVII в. состоялось знакомство русских людей с театром. Царь Алексей Михайлович велел показать ему театральное представление, о них он слышал от иностранных дипломатов и русских послов. Под руководством пастора московской лютеранской церкви немца Иоганна Грегори (ил. 25) была написана пьеса «Артаксерксово действо» (ил. 26) на сюжет из Ветхого Завета, созданы декорации и костюмы.
Первое представление состоялось в 1672 г. в подмосковном селе Преображенском в специально построенной «комедийной хоромине». По словам современника, «поражённый зрелищем царь проглядел целых десять часов, не вставая с места».
За неимением в Кремле специального театрального помещения Алексей Михайлович распорядился перестроить под него дворец своего покойного тестя боярина Милославского. С тех пор дворец стал носить название Потешный (ил. 27).
Даты
1687 г. — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве
Предложения интернет-магазинов