РАЗДРОБЛЕННОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

План

  1. Раздробленность и её причины.
  2. Новгородская земля.
  3. Владимиро-Суздальское княжество.
  4. Галицко-Волынское княжество.
  5. Поход князя Игоря на половцев.
  6. Последствия раздробленности.
  7. Культура периода раздробленности:
  • а)её  особенности;
  • б) архитектура;
  • в) живопись;
  • г) декоративно-прикладное искусство;
  • д) грамотность;
  • е) литература.

Содержание

Раздробленность и её причины. В XII в. Киевская Русь рас­палась на полтора десятка самостоятельных земель (ил. 1). На­чался период раздробленности, чему способствовал целый ряд социально-экономических и политических причин (табл. 1).

Каждая земля имела собственную власть (как правило, княжескую), войско, деньги, меры веса и длины. Наиболее мо­гущественные князья именовали себя великими — подобно киевскому. Внутри крупных княжеств выделялись уделы — наследственные земельные владения младших членов кня­жеского рода. Удельные князья считались вассалами великого князя.

Причины раздробленности

  • Господство натурального хозяйства, слабость экономических связей
  • Рост городов, не заинтересованных в сильной центральной власти и не желавших платить дань Киеву
  • Рост княжеско-боярского землевладения
  • Усиление власти местных князей и бояр, не желавших зависеть от Киева
  • Хозяйственный упадок Киевской земли, отток населения на Северо-Восток из-за набегов кочевников
  • Ослабление центральной власти
  • Лествичное право престолонаследия
  • Борьба за власть между князьями, княжеские усобицы

Дробление продолжалось и в последующие века (в XIV в. на­считывалось 250 княжеств и земель). Из всех русских государств, возникших в результате раздробленности, наиболее крупными и влиятельными были Новгородская республика, Владимиро-Суз- дальское княжество и Галицко-Волынское княжество.

Новгородская земля. Она занимала огромную территорию, простираясь от Балтийского моря до Уральских гор (ил. 2). Нов­городская земля была удалена от степи и не подвергалась напа­дениям кочевников.

Столицу государства Новгород (ил. 3) река Волхов делила на две части — Софийскую, где находился Детинец с Софийским собором (ил. 4), и Торговую, где располагались главный новго­родский торг (ил. 5) и вечевая площадь. Город состоял из пяти районов — «концов» (ил. 6).

Новгородские земли были малопригодны для земледелия. Поэтому новгородцы сосредоточили свои усилия на развитии ремесла и торговли. По всей Руси и даже за её пределами слави­лись изделия новгородских кузнецов, гончаров, ткачей, кожев­ников. Новгород лежал на пути «из варяг в греки» (ил. 7) и играл важную роль в торговле Руси с Европой и Византией.

В начале XII в. в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Верховная власть в Новгородской респу­блике принадлежала вече (ил. 8), тон на котором задавали наи­более богатые и знатные люди — бояре и купцы (так называе­мые «300 золотых поясов»).

Вече выбирало высших должностных лиц, к которым при­надлежал посадник — глава города, тысяцкий — предводитель новгородского ополчения («тысячи»). Важную роль в управ­лении Новгорода играл глава местной церкви — архиепископ. Князь же был низведён до роли наёмного полководца, даже его резиденция находилась за пределами города.

Многие соседи покушались на богатство и свободу Новго­рода. В 1170 г. владимирский князь Андрей Боголюбский орга­низовал поход на Новгород, но потерпел поражение (ил. 9).

Владимиро-Суздальское княжество. Оно было одним из самых могущественных на Руси (ил. 10). Его столицу город Вла­димир (ил. 11) основал киевский князь Владимир Креститель. На территории княжества находилось немало других крупных городов: Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль, Кострома, Переяславль-Залесский. В XII в. возникла Москва (впервые упомянута в летописи в 1147 г., когда ростово-суздальским князем был Юрий Долгорукий, ил. 12).

Расцвет Владимиро-Суздальского княжества пришёлся на время правления сыновей Юрия Долгорукого Андрея (1157­1174 гг.) и Всеволода (1176-1212 гг.). В 1155 г. Андрей (ил. 13), получивший впоследствии прозвище Боголюбский (по назва­нию своей загородной резиденции, ил. 14), бежал от отца из Ки­ева во Владимир, прихватив с собой икону Владимирской Бого­матери (ил. 15) (см. ниже Культуру).

Андрей Юрьевич проводил активную внешнюю политику. В 1169 г. он организовал поход на Киев. Город был взят штур­мом и подвергся чудовищному разграблению, захватчики не пощадили даже храмы и монастыри. После этого древнерусская столица потеряла былое политическое значение. Поход на Нов­город, как мы знаем, закончился для владимирцев неудачей.

Андрей пытался создать во Владимире отличную от киев­ской метрополию, но не нашёл поддержки у константинополь­ского патриарха.

Боголюбский авторитарно правил княжеством и тем самым вызвал недовольство бояр, среди которых видное место за­нимали Кучковичи. Они составили заговор против князя, про­никли ночью во дворец и убили его (ил. 16).

Единокровный брат Андрея Всеволод расправился с убий­цами и продолжил дело укрепления Владимиро-Суздальского княжества. Всеволод, имевший 12 детей, получил прозвище Большое Гнездо (ил. 17).

Ныне прах братьев-князей Андрея Боголюбского и Всево­лода Большое Гнездо покоится в построенном ими Успенском соборе Владимира (см. ниже Культуру).

Галицко-Волынское княжество. Оно находилось на юго-за­паде Руси (ил. 18) и считалось одним из самых влиятельных. В XII в. на этой территории существовало два княжества — Га- лицкое, в котором правил князь Ярослав Осмомысл (т. е. «тот, у которого восемь умов», иначе говоря, очень умный), и Во- лынское во главе с князем Романом Мстиславичем. В 1199 г. Роман Мстиславич объединил Галицкие и Волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество. Местный летописец называл Романа «самодержцем всея Руси».

После гибели Романа, убитого во время похода в Польшу, княжеский престол унаследовал его сын Даниил Галицкий (ил. 19), принявший от папы римского титул короля. В 1223 г. Даниил Галицкий примет участие в битве на Калке (см. тему 4).

Поход князя Игоря на половцев. В XII в. русским князьям приходилось много воевать с половцами, заселившими степь. В 1185 г. новгород-северский князь Игорь Святославич совер­шил неудачный поход против половцев (ил. 20). Его дружина была разбита (ил. 21), а сам князь попал в плен (позже ему уда­лось бежать).

Эти события нашли отражение в выдающемся памятнике древнерусской литературы Слове о полку Игореве (см. ниже Культуру). На основе этого произведения в XIX в. композитор А. П. Бородин напишет оперу «Князь Игорь».

Последствия раздробленности. Раздробленность имела для Руси как положительные, так и отрицательные последствия (табл. 2).

Одним из главных последствий раздробленности стало во­енно-политическое ослабление Руси, сделавшее её лёгкой до­бычей монгольских захватчиков.

Таблица 2. Последствия раздробленности

Позитивные

Негативные

•      Рост и усиление городов

•      Развитие ремесла и торговли

•      Заселение ещё не освоенных терри­торий

•      Появление новых торговых путей

•      Расцвет культурной жизни кня­жеств (формирование местных художественных школ — Влади- миро-Суздальской, Новгородской и др.)

•      Ослабление центральной власти — Киева (его разорение в 1169 г.)

•      Княжеские междоусобицы

•      Продолжение дробления Руси (250 княжеств и земель в XIV в.)

•      Военное ослабление Руси

 

Термины

Боярская республика — тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раз­дробленности и предполагавший широкое участие населения в делах управления посредством веча.

ВЄчє (от старослав. «вет» — совет) — народное собрание на Руси в X — начале XVI в. для обсуждения важнейших дел.

Лествичное право (от старослав. лествица — лестница) — принцип престолонаследования на Руси, при котором престол передавался не от отца к сыну, а старшему в роду.

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором про­дукты труда производятся для собственного потребления, а не для продажи на рынке.

Посадник — высшая государственная должность в Новго­родской республике, избираемая на вече.

Раздробленность (политическая раздробленность, фео­дальная раздробленность) — этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодаль­ные владения.

Тьісяцкий — должностное лицо в Новгородской респу­блике, возглавлявшее городское ополчение. Выбирался на вече и являлся помощником посадника.

Удел (удельное княжество) — на Руси XII-XVI вв. составная часть великих княжеств (земельное владение), которая управ­лялась членами великокняжеской семьи.

Удельные князья — в XII-XVI вв. родственники великого князя, получившие часть территории государства в удел.

Даты

1130-е гг. — завершение разделения Киевской Руси на отдель­ные земли

Начало XII в. — Повесть временных лет

XII в. — Русская Правда (Пространная редакция)

1147 г. — первое упоминание Москвы в летописи

1157-1174 гг. — княжение во Владимире Андрея Боголюбского

1176-1212 гг. — княжение во Владимире Всеволода Большое Гнездо

1185 г. — поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

1199 г. — объединение Галицкой и Волынской земли

***

Особенности культуры периода раздробленности. На пе­риод раздробленности пришёлся рассвет древнерусского искус­ства — архитектуры, живописи, литературы, прикладного ис­кусства. В это время сформировались местные художественные школы со своими характерными стилевыми чертами. Самыми известными из этих школ были новгородская и владимиро-суз- дальская.

Архитектура. В окрестностях Новгорода на территории Юрьева монастыря (ил. 1), стоящего на берегу Волхова, в на­чале XII в. был построен Георгиевский собор (ил. 2). Он имеет необычную композицию: к северо-западному углу двуглавого храма пристроена четырёхгранная лестничная башня с отдель­ной главой (ил. 3).

В конце XII в. под Новгородом, вблизи загородной княжеской резиденции, была возведена церковь Спаса на Нередице (ил. 4). Округлость форм, неровность стен придают ей редкое очарова­ние. В годы Великой Отечественной войны фашистская артил­лерия разрушила церковь (ил. 5). После войны храм восстано­вили, однако его уникальные фрески погибли безвозвратно.

Если новгородскому зодчеству были присущи скупость де­коративного убранства и монументальность форм, то для вла­димирского характерны нарядность и изящество. Во Владимире строили из белого камня (известняка), который легко подда­ётся обработке (резьбе). В середине XII в. по велению Андрея Боголюбского во Владимире на вершине холма, возвышающе­гося над рекой Клязьмой, был построен одноглавый Успенский собор (ил. 6). При Всеволоде Большое Гнездо его перестроили в пятиглавый (ил. 7). Стены храма украшает пояс из арок, опи­рающихся на колонны.

В конце XII в. недалеко от Успенского собора, на княжеском дворе был возведён одноглавый Дмитриевский собор (ил. 8). Снаружи его покрывают многочисленные скульптурные ре­льефы — резные изображения святых, птиц, зверей, неведо­мых растений (ил. 9, ил. 10). На одной из стен храма изображён его заказчик — князь Всеволод Большое Гнездо с сыновьями (ил. 11).

В 1165 г. в окрестностях Владимира на берегу реки Нерль была построена церковь (ил. 12), освящённая в честь недавно учреждённого на Руси праздника Покрова Богородицы. Храм Покрова на Нерли (ил. 13) поражает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью.

Живопись. Важное место в средневековом русском искус­стве занимала иконопись. Первые иконы были привезены на Русь из Византии. Среди них наибольшую известность полу­чила «Владимирская Богоматерь» (ил. 14), созданная в на­чале XII в. безымянным константинопольским мастером.

Большинство древнейших русских икон, по мнению искус­ствоведов, было написано новгородскими мастерами. Одна из лучших среди них — «Спас Нерукотворный» (ил. 15). Красив лик Христа: дугой выгнуты брови, резко обрисованы тенями впа­дины огромных глаз.

В Успенском соборе Московского Кремля хранится икона «Святой Георгий» (ил. 16). Неизвестный мастер написал покро­вителя русских ратников в образе прекрасного юноши-воина в доспехах и красном плаще.

Из Ярославля происходит икона «Богоматерь Оранта» (ил. 17), написанная в начале XIII в. Богородица стоит в полный рост с воз­детыми вверх в молельном жесте руками (в переводе с латинского оранта означает «молящаяся»). Удачно найденные пропорции фи­гуры Богоматери, золотом прописанные складки её одежд — всё это делает изображение величественным и нарядным.

В Русском музее хранится икона с поэтичным названием «Ангел Златьіе Власа» (ил. 18). Поражают огромные, в пол-лица, глаза ангела, наполненные неизъяснимой грустью.

Декоративно-прикладное искусство. В домонгольскую эпоху русские мастера освоили многие ювелирные техники. В 1822 г. на месте, где когда-то стояла Рязань, уничтоженная монголо-татарами, был обнаружен клад золотых изделий. Среди них находились бармы (ил. 19) — драгоценное оплечье, которое как символ власти носили русские князья. Три цен­тральных медальона украшены изображениями святых, выпол­ненными в технике перегородчатой эмали. Помимо этого меда­льоны покрывает ажурный орнамент из сшни.

В 1906 г. в Твери нашли клад ювелирных украшений XI-XII вв. Среди них находился крупный серебряный колт (ил. 20) — под­веска к головному убору, который носили женщины на Руси. Колт из тверского клада имеет вид шестиконечной звезды, лучи которой покрывают 5000 миниатюрных шариков (техника зерни), каждый — менее 0,5 мм в диаметре.

После монголо-татарского нашествия надолго прекрати­лось на Руси производство эмали, скани, зерни.

Грамотность. О широком распространении грамотности среди населения Руси в период раздробленности говорят на­ходки берестяных грамот. Первая из них была найдена в Нов­городе в 1951 г. А спустя пять лет археологи откопали в Новго­роде сразу шестнадцать берестяных грамот, датируемых XIII в. Большинство из них представляли собой ученические тетради мальчика Онфима (ил. 21). На одной бересте он начал писать буквы, а когда это занятие наскучило ему, принялся рисовать. По-детски неумело Онфим изобразил себя всадником, поража­ющим копьём врага, а рядом написал своё имя (ил. 22).

 

Литература. Самым знаменитым произведением древнерус­ской литературы считается Слово о полку Игореве, написанное неизвестным автором в конце XII в. Оно повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. (ил. 23). Накануне монгольского нашествия его автор призывал русских князей к единению.

Единственная сохранившаяся рукопись «Слова о полку Иго- реве» сгорела в пожаре Москвы в 1812 г. К счастью, к тому вре­мени она была уже опубликована (ил. 24).

Оригинальным памятником древнерусской литературы яв­ляется «Моление Даниила Заточника», созданное в первые десятилетия XIII в. Его автор, побывавший в заточении, просит защиты у князя Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Боль­шое Гнездо и отца Александра Невского).

Термины

Зернь — вид ювелирной техники: узор из мельчайших ша­риков (зёрен), которые напаивались на металлическую основу.

Перегородчатая эмаль — ювелирная техника: изображе­ние, создаваемое на основе заполнения цветной эмалью ячеек между напаянными на металлическое изделие тонкими перего­родками.

Скань — вид ювелирной техники: ажурный орнамент, вы­полненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скру­ченной (скатанной) из двух нитей, напаянных на металличе­скую основу.

Эмаль — вид ювелирной техники: тонкое стекловидное по­крытие на поверхности металла.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов