Просвещение при Петре 1

Петр положил начало светскому образованию в России. Для подго­товки национальных кадров он создал целую сеть учебных заведений. В 1701 г., сразу после «нарвской конфузии», в Москве были открыты Пуш­карская, Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук. На базе старших классов последней в 1715 г. в Петербурге была учреждена Морская академия. Каждая знатная семья обязывалась послать в нее сво­его отпрыска. Появились медицинские школы, доступные посадским лю­дям. При уральских и олонецких заводах возникли горные школы. В них горному делу обучали детей мастеровых.

Были созданы начальные школы — 42 светские (цифирные) и 46 ду­ховных (епархиальных). Такие школы существовали почти в каждой про­винции. Указом от 20 января 1714 г. Петр запретил жениться дворянским юношам, не окончившим цифирной школы.

Более тысячи молодых людей в петровское царствование было от­правлено за границу обучаться судостроению, мореходству, военному делу, архитектуре, живописи, садоводству, восточным языкам.

С одной до шести увеличилось за первую четверть XVIII века коли­чество типографий. В 1702 г. в Москве стала издаваться газета «Ведомо­сти». Это была первая печатная и первая публичная газета в России.

В связи с ростом промышленности и торговли в оборот вошли боль­шие числа. Раньше на Руси числа обозначали буквами; теперь такая за­пись выходила чересчур громоздкой. С издания в 1703 г. книги JI. Ф. Маг­ницкого «Арифметика, сиречь наука числителная…» — первого русского учебника математики — числа стали обозначать арабскими цифрами.

В 1708 г. Петр реформировал алфавит, удалив из него устаревшие, излишние буквы и знаки, но добавив букву «э», и ввел простой граждан­ский шрифт, близкий к западноевропейскому. Традиционным полууста­вом продолжала печататься только религиозная литература.

В 1719 г. в Петербурге открылся первый русский музей — Кунстка­мера. Основу экспозиции составили купленные Петром во время поез­док по Европе коллекции растений, минералов, анатомических материа­лов. По приказу Петра в Кунсткамеру доставлялось всё оригинальное и любопытное: древние грамоты, старинные пушки, живые и мертвые «монстры» (уроды) — сиамские близнецы, телята с двумя головами и т.д. «Монстров» в старину считали «сатанинским отродьем». На первых по­рах в Кунсткамеру почти никто не ходил. Поэтому вход в музей царь сде­лал бесплатным и даже выделил 400 рублей в год, чтобы посетителей потчевали: чашкой кофе, рюмкой вина или водки.

22 января 1724 г. Петр подписал указ об учреждении Академии наук. Наука в России отсутствовала, почти все академики первого состава бы­ли приглашены из Западной Европы. Высокий бюджет Академии служил для них очень привлекательным мотивом. Официальное ее открытие состоялось в 1725 г., уже после смерти Петра.

С юных лет Петр играл со своими соратниками и собутыльниками, -шутами и вельможами во «Всешутейший, всепьянейший и сумасброд- нейший собор», устраивая непристойные оргии и забавы. Но он же по­ложил начало светской жизни в России. С 1718 г. по его распоряжению, образцу европейских стран, а возможно, и примеру посиделок в доме Артамона Матвеева, высокопоставленные петербуржцы — офицеры, чи­новники, купцы — стали собираться на ассамблеи. Вообще на них мог прийти кто угодно, кроме «подлого люда», вроде слуг и крестьян. Устраи­вались они поочередно у богатых вельмож. Ассамблеи ознаменовались неслыханным для Руси новшеством: мужчинам следовало приходить с женами. В положении русской женщины это означало подлинную рево­люцию. Царь вывел ее в свет.

На ассамблеях люди беседовали, танцевали, курили, играли в шах­маты и шашки. Однако при Петре и развлечения становились повинно­стью: от посещения ассамблей дворяне и их жены не могли уклониться, когда «распорядитель» приказывал пить, следовало пить до дна, когда велел танцевать, нужно было плясать до упаду.

Из этих ассамблей позднее родились знаменитые русские балы; они же возбудили интерес к моде и нормам этикета. Петербургские светские дамы стали одеваться по последнему слову французской моды. Четыре издания выдержала в петровское время книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», содержавшая све­дения по грамматике, арифметике и правила хорошего тона. Рекомен­довалось почитать родителей, быть трудолюбивыми и скромными, изу­чать иностранные языки, за столом «не чавкать, как свинья», «не обли­зывать перстов».

Прежде русские князья и цари, чтобы оставить о себе память, строи­ли соборы. Петр воздвиг город — Санкт-Петербург. 8 1713 г., с переездом Сената, он стал столицей России. В этом прекрасном городе, сооружен­ном по образцу столь любимого Петром Амстердама (там он получил аттестат корабельного мастера!), нашел материальное воплощение ра­циональный дух великого реформатора: Санкт-Петербург с его типовы­ми зданиями, с широкими, озелененными, освещенными, вымощенны­ми камнем, расположенными параллельно и перпендикулярно друг к другу улицами, стал первым в России городом, построенным по гене­ральному плану.

Преобразования Петра в огромной степени содействовали станов­лению науки и подъему культуры в России. В то же время они усилили классовое размежевание. Просвещение охватило только высшие слои и совсем не затронуло крестьянство, которое власти традиционно рас­сматривали как дешевый резервуар воинской массы и рабочей силы.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов