ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

План

  1. Предпосылки образования централизованного государства.
  2. Возвышение Москвы.
  3. Борьба с Ордой. Куликовская битва.
  4. Княжение Василия I и Василия II.
  5. Княжение Ивана III.
  6. Культура Московской Руси:
  • а) её  особенности;
  • б)  Московский Кремль;
  • в) живопись;
  • г) просвещение;
  • д) литература.

Содержание

Предпосылки образования централизованного государ­ства. Образованию централизованного государства способ­ствовал ряд социально-экономических и политических предпо­сылок (табл. 1).

Таблица 1. Предпосылки образования централизованного государства

Социально-экономические

Политические

Духовные

•   Развитие феодального землевладения (стремле­ние бояр к приобретению вотчин за пределами свое­го княжества)

•   Рост ремесла, земледелия и торговли, что способ­ствовало усилению хозяй­ственных связей между отдельными землями

•   Увеличение количества городов

•   Потребность населения в сильной центральной вла­сти для защиты от произ­вола ордынцев и местных феодалов

•   Необходимость осво­бождения от ордын­ского ига

•   Необходимость укре­пления обороны от внешних врагов (Литвы, Польши, Ли­вонского ордена)

•   Усиление власти мо­сковских князей

•   Общность языка, культуры, тради­ций

•   Рост национально­го самосознания (осознание куль­турного и духовно­го единства народа)

•   Общность право­славия для населе­ния всех русских земель

•   Единство религи­озной организа­ции — Русской пра­вославной церкви

 

Возвышение Москвы. Возрождение Руси после монголь­ского нашествия было связано с возвышением Московского княжества (табл. 2).

Таблица 2. Причины возвышения Московского княжества

  • Выгодное географическое положение (Москва стоит на пересечении многих торговых путей, окружена лесами, удалена от Орды)
  • Гибкая политика московских князей (использование вооружённой силы и денег для приобретения земель, умение ладить с Ордой)
  • Получение московскими князьями ярлыка на княжение и права сбора дани
  • Поддержка со стороны церкви
  • Развитие хозяйства, рост численности населения за счёт его миграции с юга
  • Инициатива Москвы в борьбе с Золотой Ордой

Москва впервые упоминается в летописи под 1147 г. Тогда она входила в состав Ростово-Суздальского княжества, которым правил князь Юрий Долгорукий (ил. 1). В 1156 г. Юрий, тогда уже киевский князь, велел заложить в Москве деревянную кре­пость (ил. 2, ил. 3).

В начале XIV в. при сыне Александра Невского Данииле (ил. 4) Москва превратилась в удельное княжество (ил. 5), а сам он стал родоначальником московской династии князей и царей (табл. 3). Даниил присоединил к Москве Коломну и Переяслав­ское княжество.

Династия московских князей и царей. XIII-XVI вв.

Важную роль в усилении Москвы сыграл сын Даниила Мо­сковского князь Иван IКалита (1325-1340 гг.). В 1325 г. по его приглашению из Владимира в Москву переехал митрополит Пётр (ил. 6). Таким образом, Москва стала не только политиче­ским, но и важнейшим религиозным центром Руси.

Иван Калита устранил Тверь, соперничавшую с Москвой за право объединить русские земли. Поводом к этому послужило антиордынское восстание, вспыхнувшее в Твери в 1327г. против притеснений ханского посла Чолхана (Щелкана, Шевкала), кото­рый был убит. Калита вместе с ордынским войском подавил вос­стание и получил право сбора дани («выхода») с русских земель.

В своей политике Иван Данилович часто использовал деньги, за что получил прозвище Калита, что значит кошель (ил. 7). Он значительно расширил территорию Московского княжества. Духовная грамота (завещание) Ивана Калиты содержит пере­чень городов и земель, входивших в состав Московского княже­ства: Можайск, Серпухов, Коломна, Звенигород и другие (ил. 5). Неслучайно князя прозвали «собирателем земли русской».

Калита построил в Москве новый, дубовый, Кремль и пер­вые каменные храмы (ил. 8).

Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дальнейший подъём Москвы связан с именем князя Дмитрия Донского (1359­1389 гг.) (ил. 9), внука Ивана Калиты. Он получил право на великое княжение, фактически отобрав его у тверского князя Михаила.

Дмитрий построил неприступный белокаменный Кремль (см. ниже Культуру), благодаря чему отразил два похода на Мо­скву великого литовского князя Ольгерда.

Дмитрий Иванович возглавил борьбу русских князей про­тив ордынских ханов. Он отказался выплачивать дань Орде. А в 1378 г. нанёс первое поражение ордынцам, разбив на реке Воже в Рязанской земле войско темника Бегича, шедшего с ка­рательным походом на Москву.

Через два года огромное войско во главе с темником Ма­маем, фактическим правителем Золотой Орды, двинулось на Русь. Сбор русских ратей был назначен в Коломне (ил. 10, вверху), куда из Москвы выступило войско Дмитрия Ивановича (ил. 11). Основатель Троицкого монастыря Сергий Радонеж­ский (ил. 12) благословил князя на битву и дал ему в помощь двух монахов-воинов Пересвета и Ослябю.

Местом битвы было выбрано Куликово поле, расположенное у впадения реки Непрядвы в Дон (ил. 10, внизу). На помощь Ма­маю шли рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло, но они не успели к моменту сражения.

8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва (ил. 13). По преданию, сражение началось поединком троицкого монаха Пересвета с татарским богатырём Челубеем (ил. 14). Они сши­блись с такой силой, что оба замертво упали на землю. Затем началась сеча русских с ордынцами. Исход битвы решил удар засадного полка, которым командовали двоюродный брат Дмитрия серпуховской князь Владимир Андреевич (Храбрый) и опытный воевода Д. М. Боброк-Волынский. За победу на Ку­ликовом поле князь Дмитрий Иванович получил почётное про­звище Донской.

Куликовская битва имела огромное значение для Руси (табл. 4).

Таблица 4. Значение Куликовской битвы

  • Русь была спасена от разгрома
  • Вырос авторитет Московского княжества и его правителя
  • За московским князем признавалось право на великое княжение
  • Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы
  • Ускорился процесс объединения земель вокруг Москвы
  • Битва ослабила Золоту Орду, ускорив её распад

В 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш, желая отомстить за поражение, осадил Москву. Дмитрий Донской уехал из города собирать войско. Москвичи укрылись за каменными стенами Кремля (ил. 15, ил. 16). Тохтамыш обманом овладел Кремлём и устроил в нём чудовищную резню. Дмитрий Донской вынужден был возобновить выплату дани Орде.

Вместе с тем авторитет московских князей после Куликов­ской победы был таков, что Дмитрий Донской, не спрашивая согласия Орды, передал право на великое княжение Влади­мирское своему старшему сыну Василию I. Таким образом произошло объединение Московского и Владимирского кня­жеств.

Княжение Василия I и Василия II. В 1395 г., в правление Василия I (1389-1425 гг.), среднеазиатский полководец Ти­мур (Тамерлан) (ил. 17), завоевавший пол-Азии и разгромив­ший хана Золотой Орды Тохтамыша, двинулся походом на Русь. Но дойдя до Ельца, Тимур внезапно повернул назад. Русь была спасена.

В 1408 г. правитель Золотой Орды темник Едигей совершил поход на Москву. Взять Кремль он не смог. Разорив многие рус­ские города, Едигей вернулся в Орду.

Василий I женился на дочери великого литовского князя Витовта Софье. От этого брака на свет появился Василий II (1425-1462 гг.).

При нём в Московском княжестве разразилась междоусо­бица, продолжавшаяся около 30 лет (1425-1453 гг.). На москов­ский престол заявил свои права князь Юрий Звенигородский (табл. 3), дядя Василия II, бывший старшим в роду потомков Дмитрия Донского. В своих претензиях он опирался на лествич- ное право, согласно которому княжеский престол должен пере­ходить не от отца к сыну, а старшему в роду. Между дядей и пле­мянником началась война

После смерти Юрия войну продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка (табл. 3). В ходе войны Василий II был ослеплён, за что получил прозвище Тёмный. Однако победа осталась за ним. С тех пор утвердился новый принцип престоло­наследия: «от отца к старшему сыну».

В 1448 г. Русская православная церковь стала автокефаль­ной, т.е. независимой от Константинополя. На церковном со­боре, состоявшемся в Москве, митрополитом Киевским и всея Руси был избран рязанский епископ Иона. Свою кафедру он разместил в Москве. После завоевания турками Византии (1453 г.) выборы митрополита стали внутренним делом рус­ской церкви.

Василий II передал московский престол своему сыну ИвануШ, окончательно утвердив порядок престолонаследова- ния от отца к сыну (табл. 3).

Княжение Ивана III (1462-1505 гг.). На годы правления Ивана III (ил. 18) пришёлся расцвет Московского княжества. Иван Васильевич сумел вдвое увеличить территорию Москов­ского государства, присоединив к нему княжества Ростовское, Ярославское, Тверское (1485 г.), некогда считавшееся главным соперником Москвы (ил. 19).

В 1471 г. московское войско разгромило новгородскую рать на реке Шелони. А в 1478 г. Новгородская республика была включена в состав Московского княжества. Вече было ликви­дировано. Глава партии новгородских бояр, выступавших за не­зависимость от Москвы, Марфа Борецкая, прозванная Посад­ницей, была заточена в монастырь (ил. 20), а вечевой колокол, символ новгородской вольницы, увезён в Москву.

Иван III первым из князей стал именовать себя Государем всея Руси. Гербом при нём сделался двуглавый орёл (ил. 21), заимствованный из геральдики Византии. Авторитет Ивана III укрепила его женитьба на племяннице последнего византий­ского императора Софье (Зое) Палеолог (ил. 22), проживавшей в Италии.

При Иване III Русь окончательно освободилась от ордын­ского ига. К тому времени Золотая Орда распалась на отдельные государства — Большую Орду, Сибирское, Казанское, Астрахан­ское, Крымское и другие ханства. Русь перестала платить дань. В ответ на это хан Большой Орды Ахмат предпринял поход на Москву (ил. 20).

В 1480 г. московское и ордынское войско встретились на реке Угре (притоке Оки, недалеко от Калуги) (ил. 19). На её противоположных берегах они простояли друг против друга больше месяца (ил. 23). Ордынцы не рискнули переправиться и ушли восвояси. «Стоянием на Угре» закончилось ордын­ское иго.

При Иване III окончательно сложилась система управления Московским государством (табл. 5).

В 1497 г. был принят Судебник — общерусский свод зако­нов, положивший начало закрепощению крестьян. Переход от одного феодала к другому был ограничен неделей до и неделей после Юрьева дня, отмечавшегося 26 ноября (ил. 24). При этом крестьянин должен был уплатить землевладельцу пожилое — плату за проживание на земле (около 1 рубля, что соответство­вало стоимости лошади).

Иван III построил в Москве новый, кирпичный, Кремль (ил. 25) (см. ниже Культуру).

Термины

Автокефалия (греч. — «самовозглавление») — принцип са­моуправления поместных православных церквей.

Боярская дума — высший совет знати при великом князе.

Кормле’ние — система финансирования местной власти, при которой население обязано было содержать («кормить») её представителей.

Лествичное право (от старослав. лествица — лестница) — принцип престолонаследования на Руси, при котором престол передавался не от отца к сыну, а старшему в роду.

Пожило’е — плата крестьянина владельцу земли за право уйти к другому феодалу в Юрьев день.

Удел (удельное княжество) — на Руси XII-XVI вв. составная часть великих княжеств, которая управлялась членами вели­кокняжеской семьи.

Централизованное государство — государство, в котором все территории политически и экономически объединены во­круг сильного центра.

Даты

1276-1303 гг. — княжение Даниила Александровича, образова­ние Московского княжества

1325-1340 гг. — княжение Ивана Даниловича Калиты

1327 г. — антиордынское восстание в Твери

1359-1389 гг. — княжение Дмитрия Ивановича Донского

1378 г. — битва на реке Воже

1380 г., 8 сентября — Куликовская битва

1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем

1383-1389 гг. — закрепление великого княжения Владимир­ского за московским княжеским домом

1389-1425 гг.- княжение Василия I

1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром, попытка похода на Русь

1410 г., 15 июля — Грюнвальдская битва

1425-1453 — междоусобная война в Московском княжестве

1425-1462 гг. — княжение Василия II

1448 г. — установление автокефалии Русской церкви

1462-1505 гг. — княжение Ивана III

1472 г. — прекращение выплаты дани в Орду

1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве

1480 г. — «стояние» на реке Угре, свержение ордынского ига

1485 г. — присоединение Тверского великого княжества

к Москве

1497 г. — принятие Судебника Ивана III

***

Особенности культуры Московской Руси. С возвышением Московского княжества Москва стала играть ведущую роль в развитии русской культуры. К началу XV в. сформировалась московская художественная школа, которая в течение трёх сто­летий будет определять лицо русского искусства. Визитной кар­точкой этого искусства стал Московский Кремль.

Московский Кремль. Первый Кремль (ил. 1) был построен в Москве по велению князя Юрия Долгорукого в 1156 г. Его воз­вели на Боровицком холме, на месте слияния рек Москвы и Нег­линной (ил. 2).

В 1339 г. Иван Калита построил новый, дубовый, Кремль (ил. 3), а в нём — четыре каменных храма.

В 1367-1368 гг. Дмитрий Донской возвёл белокаменный Кремль (ил. 4), который литовский князь Ольгерд во время од­ного из походов на Москву даже не решился штурмовать, а хан Тохтамыш захватил лишь обманом.

В 1485 г. началось строительство кирпичного Кремля (ил. 5, ил. 6). Работами руководили итальянские мастера, приглашён­ные в Москву Иваном III.

Кремль насчитывает 20 башен (ил. 7). Главная из них — Спасская (ил. 8), названная в честь иконы Спаса, установленной над её воротами.

В центре Кремля расположена Соборная площадь (ил. 9). Со всех сторон её окружают храмы, древнейшим из которых явля­ется Успенский собор (ил. 10), построенный архитектором Ари­стотелем Фиораванти. Образцом для него послужил одно­имённый храм во Владимире (ил. 11). В Успенском соборе Кремля короновали царей (ил. 12), возводили на престол ми­трополитов и патриархов, их же хоронили в нём.

Напротив Успенского стоит Архангельский собор (ил. 13), построенный венецианским архитектором Алевизом Новым. Во внешнем убранстве храма проявились черты архитектуры итальянского Возрождения. Архангельский собор служил усы­пальницей московских князей и царей (ил. 14).

Итальянцы построили для Ивана III в Кремле дворец, от кото­рого сохранился парадный зал — Грановитая палата (ил. 15).

Её фасад, обращённый к Соборной площади, облицован гранё­ным камнем, отсюда название Грановитая. Внутри палаты на­ходится зал площадью 500 кв. метров (ил. 16), где проходили заседания Боярской думы и Земских соборов.

В комплекс дворца входило несколько храмов, главным из которых считался Благовещенский собор (ил. 17), постренный русскими мастерами.

Самым высоким зданием средневековой Москвы была коло­кольня Ивана Великого (ил. 18). Её возвели на месте древней церкви Иоанна Лествичника, поэтому она получила название Ивановской, а Великой её прозвали за необыкновенную для своего времени высоту — более 80 метров.

Живопись. В 1370-е гг. из Византии в Новгород приехал живописец Феофан Грек (византийцев на Руси называли гре­ками), который расписал фресками церковь Спаса на Ильине улице (ил. 19). В куполе художник поместил изображение Спаса Вседержителя (ил. 20), а в Троицком приделе написал компози­цию «Троица» (ил. 21).

Кисти Феофана Грека принадлежит одна из самых знаме­нитых икон — «Донская Богоматерь» (ил. 22). Взгляд Богоро­дицы, устремлённый на младенца, проникнут чувством нежно­сти и любви.

В начале XV в. Феофан переехал из Новгорода в Москву, где познакомился с русским живописцем Андреем Рублёвым (ил. 23). Нам не известны ни дата его рождения, ни подлинное имя, ибо имя Андрей он получил при пострижении в монахи.

В 1408 г. Андрей Рублёв вместе художником Даниилом Чёр­ным расписал фресками Успенский собор во Владимире (ил. 24). В западной части храма сохранилась выполненная ими компо­зиция «Страшный суд» (ил. 25). В соседнем помещении Рублёв написал одну из лучших своих фресок — «Шествие святых в рай» (ил. 26).

На склоне лет Рублёв создал для Троице-Сергиева мона­стыря (ил. 27) знаменитую икону «Троица» (ил. 28). Она вопло­щает идею мира и гармонии, которых так не хватало Руси того времени, истерзанной войнами и враждой.

Феофан Грек и Андрей Рублёв основали московскую художе­ственную школу. Кроме того, они создали иконостас (ил. 29) — высокую преграду, составленную из икон и отделяющую алтарь от остальной части храма.

На рубеже XV-XVI вв. московскую художественную школу возглавил живописец Дионисий. Он вместе с сыновьями распи­сал фресками собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ил. 30) на Вологодской земле. Храм был украшен преимущественно сценами из жизни Богоматери (ил. 31, ил. 32). «Нежная яркость красок» — так охарактеризовал палитру фера- понтовских фресок один из исследователей.

Дионисий прославился и как выдающийся иконописец. Им написана одна из самых прекрасных русских икон — «Распя­тие» (ил. 33).

Просвещение. В Московской Руси всё большее распростра­нение получает грамотность. Обучением ею занимались особые «мастера грамоты», которые содержали своего рода частные школы (ил. 34). Сначала они обучали чтению, затем переходили к письму. Писали гусиным пером, обмакивая его в чернильницу и присыпая написанное толчёным песком (ил. 35). Обучали также счёту — сложению и вычитанию.

Важными центрами просвещения на Руси были монастыри. Монахи составляли летописи (вспомните монаха Киево-Печер- ского монастыря Нестора, автора Повести временных лет), пе­реписывали книги, обучали грамоте.

Во время разгрома Москвы Тохтамышем в Кремле сгорело огромное количество книг, которые свезли туда со всей округи.

Литература. Монгольское нашествие нашло глубокий от­клик в русской литературе. Ему посвящено «Слово о погибели Русской земли» (ил. 36), датируемое XIII в. Это произведение очень невелико (занимает в рукописи 45 строк), однако по своей поэтичности не уступает «Слову о полку Игореве».

После Куликовской битвы (ил. 37), в конце XIV в. была со­здана повесть «Задонщина». Её автор (предположительно Софо- ний Рязанец) взял за образец «Слово о полку Игореве». Но если в последнем описываются беды Русской земли, то в «Задонщине» почти теми же словами — беды её врагов. Автор «Задонщины» передаёт своё ликование по случаю победы. Куликовской битве посвящено также «Сказание о Мамаевом побоище», написан­ное неизвестным автором в XV в.

Во второй половине XV в. тверской купец Афанасий Ники­тин (ил. 38) первым из европейцев совершил путешествие в Ин­дию, на четверть века опередив португальца Васко да Гаму. Впе­чатления от поездки легли в основу «Хожения за три моря», представляющего собой путевые записи Никитина, написанные в жанре «хожения», т. е. хождения, путешествия.

 

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов