Образование Древнерусского государства. Киевская Русь

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ

План

  1. Образование Древнерусского государства:
  • а) причины возникновения государства;
  • б) рассказ о призвании варягов;
  • в) территория Киевской Руси;
  • г)  система государственного управления;
  • д)  население Киевской Руси;
  • е) феодальный строй.
  1. Политика первых киевских князей.
  2. Крещение Руси.
  3. Русская православная церковь.
  4. Правление Ярослава Мудрого.
  5. Политика потомков Ярослава Мудрого.
  6. Правление Владимира Мономаха.
  7. Культура Киевской Руси:
  • а) её особенности;
  • б)архитектура;
  • в) живопись;
  • г)  просвещение;
  • д) литература.

Содержание

Образование Древнерусского государства. В раннем Сред­невековье из племенных вождей выросли князья (ил. 1), чья власть опиралась на вооружённую дружину (ил. 2). Князь с дру­жиной ездил собирать дань с зависимых людей, это называлось полюдье (ил. 3).

На землях восточных славян стали строиться города (ил. 4) — центры ремесла и торговли. Чаще всего города возникали на бе­регах рек (ил. 5), которые служили удобными транспортными путями и оборонительными преградами, а также обеспечивали людей водой и рыбой. В основном по рекам через территорию Киевской Руси проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки» (ил. 6). Вдоль этого пути возникли города Новгород, Смоленск, Киев.

Согласно летописи «Повести временных лет» (ПВЛ), написанной в начале XII в. монахом Киево-Печерского мона­стыря Нестором (ил. 7), первыми русскими князьями были Кий, Щек и Хорив. Они основали на правом (западном) берегу Днепра город, получивший в честь старшего брата название Киев (ил. 8).

Создание Древнерусского государства было вызвано целым рядом причин (табл. 1).

Таблица 1. Причины возникновения государства у восточных славян

Экономические

Политические

Социальные

•   Отделение ремесла от земледелия

•   Развитие торговли (путь «из варяг

в греки»)

•   Рост городов — центров ремесла и торговли

•   Сбор дани с населения

•   Потребность родовой знати в защите своих привилегий

•   Внешняя угроза (набеги кочевников, варягов)

•   Ведение захватниче­ских войн

•   Формирование сла­вянских племенных союзов

•      Выделение родовой знати

•      Возникновение со­циального и имуще­ственное расслоения

•      Складывание древне­русской народности

 

В процессе формирования русской государственности при­няли участие скандинавские воины — норманны, которых на Руси называли варягами (ил. 9). ПВЛ рассказывает о том, что в 862 г. славяне призвали к себе на княжение трёх брать­ев-варягов — Рюрика, Трувора и Синеуса. Старший из них, Рю­рик (862-879 гг.)[1] (ил. 10), сел княжить в Новгороде. От Рюрика пошла династия русских князей, а затем и царей — Рюрикови­чей (табл. 2).

До сих пор среди историков ведутся споры о роли норман­нов (варягов) в образовании Древнерусского государства (нор­маннская теория) (табл. 3).

Таблица 3. Теория возникновения государства у восточных славян

Название

Норманнская

Славянская (анти­норманнская)

Центристская

Содержание

Древнерусское го­сударство создано норманнами (варя­гами) с доброволь­ного согласия сла­вян

Отрицается роль варягов в образо­вании Древнерус­ского государства и призвание их на княжение

Древнерусское го­сударство возник­ло в результате внутреннего соци- ально-экономиче- ского развития, но при участии нор­маннов

Представители

Г. З. Байер, А. Л. Шлёцер, Г. Ф. Миллер (XVIII в.); Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв (XIX в.)

М. В. Ломоносов (XVIII в.)

Большинство со­временных исто­риков

 

Согласно ПВЛ, в 882 г. родственник Рюрика новгородский князь Олег (879-912 гг.), прозванный Вещим, совершил поход на Киев, где в это время правили варяги Аскольд и Дир. Олег убил их (ил. 11) и сам стал княжить в Киеве. Таким образом, объ­единились два крупнейших политических центра страны, и воз­никло крупнейшее в Восточной Европе государство Киевская Русь (ил. 5) или Древняя Русь.

С возникновением Древнерусского государства сложилась система управления им (табл. 4). Во главе государства стоял ве­ликий киевский князь, опиравшийся на дружину. На местах пра­вили княжеские наместники — посадники и волостели, а также местные князья — родственники великого князя. В городах важнейшие вопросы общественной жизни решало вече.

К высшим сословиям населения Древней Руси принадле­жали феодалы: князья, бояре, дружинники, духовенство (табл. 5). К низшим, которые составляли подавляющее большинство населения, относились разные категории зависимых людей — смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы.

Таким образом, в IX-XI вв. на Руси складывается феодальный строй, для которого характерно следующее: 1) земля, главное богатство в Средневековье, принадлежит феодалам — кня­зьям и боярам; 2) между князьями и боярами формируются вассальные отношения: бояре за службу получают от князя наследственное земельное владение — вотчину; 3) расслоение в обществе приводит к созданию сословной организации, состо­ящей из двух основных групп — феодалов и зависимых людей, которые обладали неодинаковыми правами и обязанностями, закреплёнными в юридических документах, в частности в Рус­ской Правде.

Вместе с тем, значительная часть населения Древней Руси (смерды) были лично свободными людьми, которые платили дань и несли повинности в пользу государства. Многие земли принадлежали не феодалам, а крестьянской общине.

Политика первых киевских князей. Князь Олег подчинил племена древлян, северян, радимичей, которые стали платить ему дань. В 907г. он совершил успешный поход на Константи­нополь (ил. 12). ПВЛ рассказывает о том, что в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит (ил. 13). В результате по­хода с Византией был заключён выгодный для Руси договор. В 911 г. князь совершил ещё один поход в Византию и заключил с ней новый договор.

После смерти Олега Киевом стал править сын Рюрика князь Игорь (912-945 гг.). Он дважды (в 941 г. и в 944 г.) ходил с по­ходами на Константинополь. Первый был неудачным: визан­тийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня». Вто­рой поход позволил заключить с византийцами выгодный для Руси договор.

В 945г. Игорь решил дважды собрать дань с древлян (ил. 14) и был убит ими.

После смерти Игоря Киевской Русью правила его вдова кня­гиня Ольга (945-957 гг.) (ил. 15). Она жестоко отомстила древ­лянам за убийство мужа. Вместе с тем княгиня упорядочила сбор дани, проведя первую в русской истории государствен­ную реформу. Она установила размеры дани — уроки и места её сбора — погосты.

В 857 г. Ольга совершила путешествие в Константинополь, где первой из русских правителей приняла крещение (ил. 16). По возвращении домой она передала княжение своему сыну Святославу (957-972 гг.) (ил. 17).

С 964 г. и до самой своей смерти Святослав провёл в воен­ных походах (ил. 18). Он нанёс поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат и разорил его столицу Итиль. Князь дошёл до устья реки Кубани и на Таманском полуострове основал зависимое от Руси Тмутараканское княжество.

Последний поход Святослав совершил в дунайскую Бол­гарию и даже собирался перенести туда, в город Переяславец, свою столицу. В Болгарии русскому князю пришлось воевать с византийским императором Иоанном Цимисхием (оборона крепости Доростол). Никто из противников не добился реша­ющего успеха, и они заключили мир, согласно которому Свято­слав возвращался в Киев. По пути домой, у днепровских порогов ,он попал в засаду, устроенную печенегами, и погиб в бою.

Крещение Руси. После смерти Святослава между его сы­новьями разгорелась первая в русской истории междоусобная война за власть. Победу в ней одержал князь Владимир (980­1015 гг.) (ил. 19), который в 980 г. захватил киевский престол, убив единокровного брата Ярополка.

Владимир воевал с поляками, волжскими булгарами, визан­тийцами. Князь подчинил своей власти племена радимичей и вятичей. На южных рубежах Руси, страдавших от набегов пече­негов, он построил несколько линий укреплений.

С княжением Владимира, прозванного в народе Красное Сол­нышко, связаны многие русские былины, главными героями ко­торых были воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Ники­тич, Алёша Попович (ил. 20) и другие.

Князь основал город Владимир, который в XII в. превратится в столицу могущественного княжества.

Поначалу Владимир был язычником. Он даже провёл рели­гиозную реформу, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Позже Владимир принял христианство (в ПВЛ содержится рассказ о выборе киевским князем веры). В 988 г. Владимир захватил в Крыму византийский город Херсонес (в русских летописях — Корсунь), где крестился. Вернувшись в Киев, князь крестил киевлян (ил. 21), а его дядя Добрыня кре­стил новгородцев.

Принятие христианства имело важное значение для Руси (табл. 6).

Таблица 6. Причины и последствия принятия христианства на Руси

Причины

Последствия

•      Необходимость объединения пле­мён на новой духовной основе

•      Оправдание социального неравен­ства

•      Необходимость укрепления власти киевского князя

•      Необходимость приобщения Руси к общеевропейским духовным цен­ностям

•      Тесные отношения с христианской Византией

•   Укрепление единства государства и власти киевского князя

•   Повышение международного авто­ритета Руси, укрепление её связей с христианским миром

•   Появление церковного брака, мо­ногамной семьи, христианской мо­рали

•   Приобщение Руси к византийской культуре (распространение пись­менности, грамотности, храмостро- ения, иконописания, летописания)

•   Возникновение нового политиче­ского института — церкви

 

Долгое время языческие и христианские представления в сознании русских людей сосуществовали вместе (двоеверие).

Приняв крещение, Владимир женился на сестре византий­ского императора Анне.

Русская православная церковь. После принятия христи­анства на Руси появился новый политический институт — цер­ковь. Возглавлял её митрополит, присылаемый из Византии. Русь была поделена на церковные округа — епархии во главе с епископами, подчинёнными митрополиту.

Вместе с церковью в русском обществе возникло новое со­словие — духовенство. Оно делилось на белое — священнослу­жителей, проживавших в миру, имевших право жениться и за­водить детей, и чёрное духовенство — монахов, проживавших в монастырях и ведших аскетический образ жизни.

Одним из первых был основан столичный Киево-Печерский монастырь (ил. 22). Монастыри являлись важными очагами средневековой культуры: монахи создавали летописи (летопи­сец Нестор), писали иконы, переписывали книги. Жизнь в мона­стырях регулировалась уставом.

Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). После смерти Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за киевский престол. В ходе неё Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба (ил. 23), а также брата Святослава (князя древ­лянского), за что получил прозвище Окаянный.

Другой сын Владимира, новгородский князь Ярослав (ил. 24) в 1019 г. на реке Альте разгромил войско Святополка и сел княжить в Киеве.

Ярослав проводил активную внешнюю политику (ил. 25): хо­дил в походы против чуди, в Тмутаракань против ясов (аланов), воевал с поляками.

Князь также послал войско в Византию, однако морская буря потопила русский флот. Это было последнее военное стол­кновение двух государств. Через несколько лет они заключили мирный договор, подкреплённый браком сына Ярослава (Все­волода) и дочери императора Константина Мономаха.

В 1036 г. Ярослав разбил под Киевом печенегов и навсегда прекратил их набеги на Русь. На месте победного сражения князь воздвиг Софийский собор (ил. 26) (см. ниже Культуру).

Ярослав содействовал избранию первого митрополита рус­ского происхождения Илариона, сделав шаг к независимости русской церкви.

При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов — Русская Правда. Она закрепляла социальное неравенство и ограничивала кровную месть, устанавливая денежный штраф (виру) за убийство человека.

Во времена Ярослава сложилось лествичное право — прин­цип престолонаследования на Руси, при котором престол пере­давался не от отца к сыну, а старшему в роду.

Князь Ярослав, получивший за любовь к учению прозвище Мудрый, умер в возрасте 78 лет и был похоронен в Софийском соборе (ил. 27). Памятником князю стал основанный им город Ярославль.

Ярослав, женатый вторым браком на дочери шведского ко­роля, имел 9 детей, в том числе трёх дочерей. Одну из них князь выдал замуж за венгерского короля, другую — за норвежского, а третью Анну — за французского короля Генриха I. Всё это сви­детельствовало о большом авторитете киевского князя и его государства.

Политика потомков Ярослава Мудрого. После смерти Яро­слава Мудрого в Киеве стал править его сын Изяслав, в других крупных городах — его братья. В это время на южных границах Руси появился сильный и опасный враг — половцы (ил. 25). Эти кочевники вытеснили печенегов и заняли пространство между Доном и Днепром, тем самым осложнив торговлю на пути «из варяг в греки».

В 1068 г. половцы совершили поход на Русь и нанесли тя­жёлое поражение Ярославичам. В Киеве произошло восстание горожан, возмущённых отказом Изяслава продолжать войну. Разгрому подверглись дворы богатых бояр. После восстания Русская Правда была дополнена рядом статей, получивших на­звание Правда Ярославичей.

Вскоре между сыновьями и внуками Ярослава началась усобица, которой умело воспользовались половцы, совершая набеги на Русь. Этому решил положить конец переяславский князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого и потомок по материнской линии византийского императора Константина Мономаха (отсюда прозвище — Мономах).

По настоянию Владимира в 1097г. русские князья собрались на Любечский съезд (проходил в городе Любече), где решили совместно бороться против половцев и договорились самосто­ятельно править на своей земле: «каждый да держит отчину свою». Этот принцип закрепил уже начавшийся процесс дробле­ния Древнерусского государства (см. тему 3).

В 1103 г. у Долобского озера вблизи Киева состоялась встреча (съезд) Владимира Мономаха и киевского князя Свято- полка Изяславича для организации совместного похода против половцев (ил. 28). Этот поход увенчался блестящей победой рус­ского воинства.

Правление Владимира Мономаха. В 1113 г. после смерти великого князя Святополка в Киеве произошло восстание горо­жан, недовольных повышением налогов и произволом ростов­щиков. Владимир Мономах (1113-1125 гг.) (ил. 29) подавил восстание и сел княжить в Киеве. Новый князь принял Устав, ограничивший проценты по займам и облегчивший положение закупов. Устав Мономаха вошёл в состав пространной редакции Русской Правды.

Мономаху удавалось сохранять единство Древнерусского го­сударства. При нём монахом Нестором была составлена началь­ная русская летопись Повесть временных лет (см. ниже Культуру).

В правление Мономаха укрепился международный авто­ритет Руси. Первым браком Владимир был женат на дочери английского короля Гите Уэссекской, которая родила ему не­сколько сыновей. Для них князь написал своеобразное духовное завещание — Поучение, в котором призывал не губить христи­анских душ, помогать нуждающимся, почитать старших и свя­щенников, не лениться, не пьянствовать, не лгать.

После смерти Владимира киевский престол занял их старший сын Мстислав, прозванный Великим. Он совершил несколько успешных походов против половцев, отбросив их за Дон и Волгу.

После смерти Мстислава Великого Русь распалась на отдель­ные земли. Начался период раздробленности.

Термины

Бояре — высший слой земельной аристократии в Русском государстве X-XVII вв.

Боярская дума — высший совет знати при великом князе.

Варяги — воины-дружинники, представители скандина­вских народов, которых в Европе именовали викингами, нор­маннами. В IX-XI вв. находились на службе у русских князей, участвовали в создании русской государственности.

Вече (от старослав. «вет» — совет) — народное собрание на Руси для обсуждения важнейших вопросов.

Волосте’ль — лицо, возглавлявшее волость и осуществляв­шее административную, финансовую и судебную власть от имени князя

Волхвы — древнерусские языческие жрецы, осуществляв­шие богослужения и жертвоприношения.

Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное вла­дение с правом продажи и дарения.

Двоеверие — сочетание языческих и христианских пред­ставлений в верованиях жителей Руси X-XV вв.

Дружина — отряд профессиональных воинов, состоявших на службе у князя.

Закуп — категория зависимого населения: человек, взяв­ший ссуду («купу») и обязанный отработать её.

Князь — глава государства или удела. Великим князем в Древней Руси считался киевский князь.

Лествичное право (от старослав. лествица — лестница) — принцип престолонаследования на Руси, при котором престол передавался не от отца к сыну, а старшему в роду.

Митрополит — глава Русской православной церкви до уч­реждения патриаршества в 1589 г.

Норманнская теория — направление в российской и зару­бежной историографии, сторонники которого считали норман­нов (варягов) основателями Древнерусского государства.

Община (вервь) — объединение людей, проживающих на одной территории и связанных общими интересами.

Погост — по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда её свозило подвластное население.

Полюдье — в Древней Руси объезд князем с дружиной под­властных земель для сбора дани.

Посадник — наместник князя в землях Древнерусского го­сударства.

Рядович — категория зависимого населения: человек, за­ключавший с феодалом договор («ряд»), который требовалось отработать в течение определённого срока.

Смерды — в Древней Руси зависимое население в княжеских или боярских вотчинах.

Урок — по налоговой реформе княгини Ольги фиксирован­ный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Холо’пы — самая бесправная категория населения России в X-XVIII вв. Ими становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке.

Че’лядь — в Древней Руси категория зависимых людей, рабы из числа военнопленных.

Даты

862 г. — «призвание» Рюрика

Около 863 г. — создание славянской письменности Кириллом и Мефодием

882 г. — поход Олега из Новгорода на Киев, возникновение госу­дарства Киевская Русь 907 г. — поход Олега на Константинополь 911 г. — договор Руси с Византией 912-945 гг. — княжение Игоря 941 г. — поход Игоря на Константинополь 944 г. — договор Руси с Византией 964-972 гг. — походы Святослава 980-1015 гг. — княжение Владимира Крестителя 988 г. — крещение Руси

1016-1026 гг. — усобицы между сыновьями Владимира

1016-1018 и 1019-1054 гг. — княжение Ярослава Мудрого

XI в. — Русская Правда (Краткая редакция)

1068 г. — восстание в Киеве

1097 г. — Любечский съезд русских князей

1113 г. — восстание в Киеве, Устав Владимира Мономаха

1113-1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125-1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого

***

Особенности культуры Киевской Руси. Средневековая рус­ская культура выросла из двух корней, один — восточнославян­ский (языческий), другой — византийский (христианский). Из Византии вместе с религией была заимствована богатая хри­стианская культура — архитектура, живопись, литература, де­коративно-прикладное искусство.

Средневековая культура была насквозь религиозной. В живописи преобладала икона и храмовая фреска. Образцом в архитектуре служил храм. Праздники были исключительно религиозные — языческие или христианские. В центре внима­ния культуры находился Бог, человек занимал в ней довольно скромное место.

Архитектура. Русь переняла из Византии тип крестово- купольного храма, который конструктивно представляет собой два пересекающихся под прямым углом свода с куполом посере­дине. В плане пересекающиеся своды образуют крест (ил. 1, ил. 2).

Вскоре после принятия христианства князь Владимир по­строил в Киеве церковь Успения Богородицы, на содержание которой выделил десятую часть своих доходов, отчего она по­лучила название Десятинной (ил. 3). В 1240 г. монголы разру­шили храм, внутри которого укрылись последние защитники города. Десятинная церковь была первым каменным сооруже­нием на Руси, до этого строили только из дерева.

Старейшей из сохранившихся построек Руси считается Софийский собор в Киеве (ил. 4, ил. 5), сооружённый визан­тийскими мастерами по случаю победы Ярослава Мудрого над печенегами в 1036 г. Софийский собор сложен из плинфы (ил. 6) — плоского квадратного кирпича и увенчан 13 главами (ил. 7). Внутри он украшен мозаиками и фресками (ил. 8). После смерти князь Ярослав был погребён в Киевской Софии в мра­морном саркофаге (ил. 9).

В середине XI в. сын Ярослава Мудрого новгородский князь Владимир построил на территории новгородского Детинца Софийский собор (ил. 10, ил. 11), увенчанный пятью шлемо- видными куполами (шестой установлен сбоку над лестничной башней). Снаружи Новгородская София лишена каких-либо укра­шений (ил. 12). В древнем Новгороде бытовала поговорка: «Где Святая София, там и Новгород». Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, до сих пор носит название Софийской.

Живопись. Храмы Древней Руси украшали мозаиками и фре­сками. Софийский собор в Киеве — единственный, где мозаики сохранились до наших дней (ил. 13, ил. 14). Наиболее удачным получился образ Иоанна Златоуста (ил. 15) — константинополь­ского патриарха (начало V в.), прославившегося ораторским ис­кусством (отсюда прозвище Златоуст).

На западной стене храма фресками был написан групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. На одной стороне находилось изображение князя с сыновьями (эта фреска не сохранилась), на другой — княгини Ирины с дочерьми (ил. 16). Это — первое из­вестное нам портретное изображение в русском искусстве.

Просвещение. В IX в. болгарские просветители братья Ки­рилл и Мефодий (ил. 17) на основе греческого алфавита создали славянскую письменность (ил. 18). Первоначально славянский алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела своё на­звание («аз», «буки», «веди» и т. д). Из названий первых двух букв родилось слово «азбука». Буквы на письме обозначали не только звуки, но также цифры и числа.

Самым дешёвым материалом, который использовали для письма на Руси, была берёзовая кора — береста (ил. 19). Буквы на ней (ил. 20) выдавливали особой палочкой — писалом (ил. 21), — сделанной из кости или металла. Берестяньїе гра­моты могли столетиями сохраняться в земле.

Книги писали на пергамене (пергаменте) — особо обрабо­танной телячьей коже. Одна из самых древних русских руко­писных книг, Остромирово Евангелие (ил. 22), была создана в середине XI в. для новгородского посадника Остромира. Текст Евангелия, написанный в два столбца, предваряет заставка в виде орнаментальной рамки (ил. 23). На одной из миниатюр изображен евангелист Лука (ил. 24).

В середине XI в. по указанию Ярослава Мудрого (ил. 25) при Софийском соборе в Киеве (ил. 26) была открыта одна из первых на Руси школ. Князь велел собрать 300 детей и «учить книгам».

Литература. В период Киевской Руси начал складываться русский фольклор — устное народное творчество. Среди его жанров особое место занимают былины — эпические песни, в которых отразились подлинные исторические события. Боль­шинство былинных сюжетов связано со временем правления князя Владимира Красное Солнышко, а главными их героями были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович (ил. 27) и другие русские богатыри.

В Киеве было положено начало русскому летописанию. Древ­нейшая из дошедших до нас летописей — Повесть временных лет (ил. 28) — была составлена в начале XII в. монахом Кие- во-Печерского монастыря Нестором (ил. 29). Летописец начал своё повествование с библейского сказания о великом потопе, потом перешёл к рассказу о расселении славянских племён, воз­никновении первых русских городов, о княжении Рюрика и его потомков.

В Повести временных лет под 1015 г. рассказывается о том, как Святополк Окаянный убил братьев Бориса и Глеба (ил. 30). Вскоре русская церковь причислила их к лику святых. Затем по­явилось Сказание о Борисе и Глебе — произведение, близкое по своему характеру литературному жанру жития (жизнеопи­сания святых). Борис и Глеб изображаются в Сказании идеаль­ными с точки зрения христианской веры людьми.

В середине XI в. появилось ещё одно выдающееся произведе­ние древнерусской литературы — Слово о Законе и Благодати, представляющее собой торжественную речь, произнесённую первым митрополитом русского происхождения Иларионом. Автор восхваляет князя Владимира Крестителя и прославляет русский народ среди народов мира.

Термины

Берестяная грамота — текст, нацарапанный палочкой (пи- салом) на берёзовой коре (бересте), памятник древнерусской письменности XI-XV вв.

Были’на — эпическая песня, посвящённая богатырям и их подвигам.

Жития — жанр литературы, жизнеописания святых.

Крестово-купольный храм — тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии и получив­ший распространение на Руси. Конструктивно представляет собой два пересекающихся под прямым углом свода с куполом посередине. В плане пересекающиеся своды образуют крест.

Летопись — историческое произведение, в котором пове­ствование ведётся по годам (летам).

Мозаика — вид настенной живописи, изображение, состав­ленное из кубиков цветного стекла (смальты) или камня.

Пли’нфа (греч. — кирпич) — крупный плоский кирпич из обожжённой глины, получивший распространение в архитек­туре Византии и Древней Руси.

Фреска — живопись водяными красками по сырой штука­турке.

 

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов