Следующая стычка на большевистском Олимпе — теперь между Лениным и Сталиным — произошла в 1922-1923 гг. В апреле 1922 г. Сталин был назначен Генеральным секретарем ЦК РКП(б). Такая должность казалась чисто технической. Но Сталин сумел в полной мере оценить и использовать ее потенциал, основанный на принципе руководящей роли партии. Пост Генерального секретаря за пару лет он превратил в важнейший в стране. Главной своей опорой Сталин сделал скрепляющий компонент советской системы — партийный аппарат. Проведя настоящую революцию в бюрократической сфере, Сталин подчинил партию ее аппарату. Секретари провинциальных парторганизаций стали утверждаться в должности, т, е. фактически назначаться вышестоящими органами. Такое положение было зафиксировано в партийном уставе. Выборы в партии, как и в стране, превратились в пустую мишуру.
Тогда же, при Сталине, вопреки советским декларациям об отмене всех сословных и национальных привилегий и ограничений, начинается юридическое оформление нового правящего класса — коммунистической бюрократии. Осенью 1923 г. в аппарате ЦК составляется список высших партийных и государственных должностей, назначения на которые осуществлялись решениями Центрального Комитета. Перечень этот именовался номенклатурой, такое же название получило в западной исследовательской литературе высшее советское сословие. У высокопоставленных коммунистов были не только материальные преимущества: большие квартиры, дачи, больницы, санатории, дома отдыха, пайки из специальных столовых и распределителей, но и особый правовой статус. Уголовные дела против секретарей губернских комитетов, не говоря уже о руководящих работниках центральных органов, могли возбуждаться только с согласия ЦК РКП(б). Компартия заняла в Советской стране то место, которое в царской России занимало дворянство.
Ленин весь 1922 г. тяжело болел. 25 мая он перенес инсульт. Однако, немного поправившись, Ленин увидел, как Сталин прибирает дела к рукам. Немедля он выступил против Сталина — с той же решительностью, с какой открыл недавно кампанию против Троцкого. Полем битвы стал вопрос воссоздания единого Российского государства.
Когда закончилась Гражданская война, на территории бывшей Российской империи оказалось около десятка советских республик. Формально самостоятельные, в действительности они полностью подчинялись Москве.
Нужно было закрепить фактическое единство юридическим. Сталин, сохранявший должность наркома по делам национальностей, предлагал включить все республики в состав РСФСР в качестве автономных. (Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было принято III съездом Советов в 1918 г.) Такой план, соответствовавший принципам дореволюционного имперского устройства, казался естественным и руководителям РСФСР, хотя не очень импонировал лидерам ряда иных республик.
И он вдруг не понравился вернувшемуся в конце октября к работе Ленина. Ленин выдвинул свой, новаторский план, согласно которому ведущие республики, в том числе РСФСР, учреждали на равных правах союзное государство. В обоих случаях создавалось унитарное государство, где все полномочия сосредотачивались в руках центральных партийных органов. Однако замысел Ленина более отвечал интересам коммунистической пропаганды и мировой революции: он подчеркивал равноправие народов и держал дверь Союза открытой для новых социалистических стран. Единодушно поддержал его октябрьский Пленум ЦК. Не отважился возражать и Сталин.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов в соответствии с ленинским планом постановил объединить РСФСР, Украину, Белоруссию, Закавказскую Федерацию (учрежденную в марте 1922 г, и объединявшую Азербайджан, Армению, Грузию) в единое государство — Союз Советских Социалистических Республик — второе издание Российской империи.
Но на этом Ленин не успокоился В «Письме к съезду», продиктованном на рубеже 1922-1923 гг. (писать он уже не мог), Ленин, утверждая, что Сталин «слишком груб», предлагал «обдумать способ перемещения его с поста Генерального секретаря». Сам по себе этот довод выглядит притянутым за уши. Большевики нежностью не отличались. Но дело заключалось не в сути аргумента, а в его авторе. Выступи Ленин на XII съезде РКП(б), которому адресовалось это письмо, карьере Сталина пришел бы конец. Авторитет вождя был несовместим с влиянием одного из его клевретов. Но Сталин располагал почти полной поддержкой в Политбюро, прекрасно осведомленном о состоянии здоровья Ленина. По предложению Сталина, Политбюро перенесло съезд с марта на апрель 1923 г. Это оказалось даже излишней предосторожностью. 10 марта Ленина разбил полный паралич, сопровождавшийся потерей речи. 21 января 1924 г. он скончался.
Три дня и три ночи на трескучем морозе сотни тысяч людей стояли в очереди к Дому Союзов, чтобы проститься с вождем. В народном сознании сложился образ «доброго Ленина», нашедший затем отражение в советском искусстве. И это несмотря на «красный террор», продовольственную диктатуру, массовый голод. Наверно, и впрямь немало простых людей считало Ленина заступником за интересы трудовых классов.
Партийное руководство извлекло из смерти Ленина всю возможную пользу. При жизни он был мотором коммунистического режима, после смерти становится его идейной опорой.
В стране устанавливается культ Ленина, превратившийся в новую религию. Его работы провозглашаются официальной доктриной, марксизм превращается в марксизм-ленинизм. Тело вождя бальзамируется и помещается в воздвигнутый на Красной площади (по проекту А. В, Щусева) Мавзолей. Ленинские мощи становятся объектом поклонения — и это на фоне вскрытия и уничтожения мощей христианских святых. Ежедневно тысячи людей — добровольно, принудительно или из любопытства — посещают это священное для правоверного коммуниста место. Повсюду ставятся памятники Ленину, его портреты занимают место икон. В честь Ленина называются города и села, Петроград в 1924 г. решением II Всесоюзного съезда Советов (принявшего первую Конституцию СССР) переименовывается в Ленинград.
Более всего пользы извлек Сталин: он уцелел. По воспоминаниям его секретаря Бориса Баженова, Сталин был «чрезвычайно рад смерти Ленина. У себя в кабинете и в присутствии секретарей он в прекрасном настроении, сияет. На собраниях и заседаниях он делает трагически скорбное лицемерное лицо, говорит лживые речи, клянется с пафосом в верности Ленину». Значительным большинством Сталин был переизбран Генеральным секретарем. Став, однако, известным широкому кругу людей, «Письмо к съезду» уже в 1925 г. проникло на Запад. В СССР же оно распространялось подпольно и было обнародовано лишь в 1956 г. после XX съезда КПСС.
Предложения интернет-магазинов