Екатерина 2. Перемены в сфере образования

Реформы Екатерины, как и реформы Петра, охватили все стороны общественной жизни. Перемены произошли и в сфере образования. По­началу Екатерина пребывала во власти малореалистичных доктрин про­светительской педагогики. Главной задачей школы она считала воспита­ние «идеального человека и безупречного гражданина». «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», сочиненное личным секретарем императрицы, президентом Академии художеств И. И. Бецким, объявляло целью государства выращивание «новой породы… отцов и матерей». Предполагалось, что они вырастят и замечательных детей, однако пока юношество следовало, по возможности, держать в изоляции от семьи и общества, дабы оно могло «непрерывно взирать на подавае­мые ему примеры и образцы добродетелей». Подобные «примеры и об­разцы» демонстрировали, очевидно, только преподаватели, и в закрытых училищах, где детей предстояло держать с 5-6 до 18-20 лет, С родителя­ми разрешалось видеться лишь по назначенным дням, и под контролем преподавателей. Обучать нужно было трудолюбию, учтивости, опрятно­сти, а также наукам и художествам (ремеслам). Таким виделся Екатерине путь к формированию «третьего чина» — зажиточного среднего класса, составляющего основой развитого общества, но почти отсутствующего в феодальной России.

При всей утопичности этой программы практические шаги по ее реализации принесли молодому поколению немалую пользу. В городах стали учреждаться воспитательные дома, куда принимали беспризорных детей. Их учили грамоте, языкам, ремеслам, затем — вольными людьми — направляли в профессиональные школы и на фабрики. Крепостить их запрещалось. Поскольку воспитание не могло ограничиться женским полом, появились женские учебные заведения. В 1764 г. в Смольном мо­настыре в Петербурге открылось Воспитательное общество благородных девиц. В следующем году при нем возникло училище для девочек из ме­щанского сословия. Девушек обучали русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке, рукоделию, дворянок — еще и географии, истории, архитектуре, геральдике. Цель воспитания заключа­лась в том, чтобы вырастить «добрых хозяек, верных супруг, попечитель­ных матерей».

Идею формирования новой людской породы Екатерина вскоре ос­тавила. Но реформы в области просвещения продолжились. 8 1786 г. бы­ли открыты 2-классные «малые народные училища» в уездных городах и 4-классные «главные народные училища» в губернских. В них впервые в России преподавание велось по единой методике. Принимали в них лиц из «всех свободных сословий», мальчики и девочки обучались вместе. Пре­имущественно это были дети купцов, мещан, солдат. Крестьянам город­ские школы были недоступны. Дворяне же предпочитали отдавать детей в частные «благородные пансионы» или приглашать учителей на дом.

Ниву народного просвещения взялись обрабатывать и частные ли­ца. Широкую известность на этом поприще приобрел публицист Николай Новиков (1744-1818). Н. И. Новиков издавал сатирические журналы «Тру­тень» и «Живописец», осмеливаясь полемизировать с журналом «Всякая всячина», который выпускала сама Екатерина. (Номинальным редакто­ром был ее литературный секретарь Г. В. Козицкий.) Впервые в России Новиков стал издавать детский, женский, экономический, научно-попу­лярный журналы. Сотни книг — романов, учебников, научных трактатов — напечатал Новиков в арендованной им типографии Московского уни­верситета. Среди них были сочинения Локка, Вольтера, Руссо, Сумароко­ва, Фонвизина.

Но, как оказалось, Новиков ходил по краю пропасти. Грянувшая в 1789 г. во Франции революция, с ее кровью, ужасами, репрессиями, изме­нила отношение Екатерины к просветительским идеям. На политические, социальные, экономические пороки феодально-абсолютистского строя императрица закрыла глаза. Все зло, сочла она, — от призывов к свободе. По личному приказу Екатерины, без суда, Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Освободился он только с воцарением Павла. Че­тырех лет застенка хватило, чтобы превратить полного сил мужчину в дряхлого старика. Оставшиеся годы Новиков провел в своем имении.

Похожие страницы