ЕГЭ 2020. История. Задания 13-16. Картографический тренажёр

ЕГЭ 2020. История. Задания 13-16. Картографический тренажёр ориентирован на подготовку учащихся старших классов и выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Тренажёр содержит 47 карт-схем и более 180 заданий 13-16 ЕГЭ по истории для самостоятельной работы, рекомендации по их выполнению и ответы ко всем заданиям. Тренажёр предназначен преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Пособие содержит краткие методические рекомендации по выполнению заданий формата ЕГЭ к карте-схеме и более 180 тренировочных заданий, разбитых по основным периодам отечественной истории в соответствии с кодификатором контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории.

ЕГЭ 2020. История. Задания 13-16. Картографический тренажёр

ЕГЭ 2020. История. Задания 13-16. Картографический тренажёр

Особенности выполнения заданий 13-16 в ЕГЭ по истории
Большая часть карт и схем, предлагаемых на экзамене к заданиям 13-16, посвящена военным событиям или их последствиям (присоединению, утрате территорий и т. п.). Но могут быть и карты, на которые нанесены важные экономические объекты (торговый путь «из варяг в греки», важнейшие железные дороги, крупнейшие предприятия и т. п.).
Рекомендуем вначале внимательно изучить карту (схему), затем ознакомиться со всеми заданиями к ней, а потом, вернувшись к карте (схеме), отвечать на поставленные вопросы. Необходимо определиться с типом материала, с которым предстоит работать: карта это или схема, какие явления, события, какую часть страны (а может быть, и не территорию России) она освещает. Обратите внимание на названия крупных географических объектов — стран, морей, рек, гор, городов. Даты на карте, если они есть, позволяют идентифицировать эпоху, события. Если нет дат, могут помочь названия, которые менялись со временем, например, названия сопредельных с Российским государством стран (так, обозначение на карте Австро-Венгрии помогает четко установить границы эпохи — между 1866 и 1918 г., Казанского ханства — период от XV до середины XVI в.).
В случае возникновения затруднений рекомендуем еще раз обратиться к вопросам, особенно к заданию 16. Изучение его шести элементов поможет выйти из затруднительного положения и получить необходимую подсказку. Например, просьба указать имя князя, при котором произошли те или иные события, приводит к выводу, что речь идет не о царском периоде (а значит, карта посвящена периоду до 1547 г.).
Однако на экзамене могут встретиться куда более сложные задания, когда подобные подсказки не помогут, поэтому не стоит на них рассчитывать. Надежнее — совершенствовать свои знания в исторической географии, чтобы сразу узнавать предлагаемый в задании картографический материал. Важно не пренебрегать работой с контурными картами, полезно использовать выпускаемые в последнее время картографические практикумы, изучать схемы и карты в учебнике.
Возьмем для анализа задания 113-116, представленные среди тренировочных заданий (с. 64-65). Они посвящены войне. Надо определить, что это за война. Для этого прежде всего обратим внимание на географические ориентиры. Важнейший из них — Черное море. Большая часть суши на карте, соответственно, Балканский полуостров (это помогают определить и такие названия, как Дунай, Румыния, Молдавия, примыкающая к району Австро-Венгрия). В этом регионе Россия боролась с Турцией (в задании 116 сразу отмечаем элемент 5 как верный). Легко идентифицировать и город под цифрой 1 — это Константинополь, до которого почти дотягивается одна из стрелок, показывающая движение русских войск. Итак, перед нами одна из русско-турецких войн. Несколько моментов позволяют определить эту войну как войну 1877-1878 гг. Во-первых, название Австро-Венгрия, значит, война происходила после 1866 г. Во-вторых, только в ходе этой войны русские войска так близко подошли к Константинополю (на это указывают стрелки движения русских войск). Названия Плевна, Шипка тоже могут послужить дополнительным ориентиром. Наконец, над одной из стрелок, показывающих движение турецких войск, написано имя турецкого полководца Осман-паши, прославившегося умелой обороной Плевны от русских войск.
Дополнительно на правильный ответ позволяют выйти и вопросы к схеме, так как они помогают отсечь заведомо неверные варианты. Вопрос 113 исключает русско-турецкие войны XVIII в., которые, за исключением Прутского похода 1711 г., проходили при императрицах — Анне Иоанновне и Екатерине Второй.
Определив войну (таким образом, элемент 3 о Крымской войне в задании 116 неверный), легко ответить на задания к схеме. Император — Александр II. Крепость, несколько месяцев осаждавшаяся в ходе этой войны, — Плевна. В событиях под Плевной отличился генерал М.Д. Скобелев. По Сан-Стефанскому миру Сербия получила независимость. Великобритания вела себя враждебно по отношению к России (ввела флот в Мраморное море, угрожала войной в случае занятия Константинополя русскими войсками), Греция обрела независимость еще в первой половине XIX в. Ответы: Александр Второй, Константинополь, Плевна, 256.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов