Ростово-Суздальская (Владимиро-Суздальская) земля
С 30-х годов XII века Русь превратилась в арену нескончаемых распрей. К участию в них князья привлекали иноплеменников: поляков, венгров, половцев, торков, берендеев. Усобицы шли во всех княжествах, они рушились и возрождались. Главным же призом князьям служила номинальная столица — Киев. В 1155 г. городом овладел младший сын Мономаха, суздальский князь Юрий Долгорукий. С его именем связано первое в летописи упоминание о Москве. Юрий пригласил своего союзника, правителя возникшего в Черниговской земле Новгород-Северского княжества Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Время этого обращения — 1147 год — считается условной датой основания Москвы, хотя поселения здесь существовали и ранее.
В 1157 г. Юрий умер, и киевляне прогнали суздальцев. Князь Андрей, сын Юрия, брать реванш не спешил. Андрей предпочитал править в Ростово-Суздальской земле, куда от беспрестанных раздоров бежали люди из Южной Руси и куда, вопреки воле отца, уехал из-под Киева он сам. В этих окраинных областях он мог действовать по собственному усмотрению. И он стал вводить здесь новые для Руси порядки. Князь изгнал своих братьев и племянников, прогнал бояр-ветеранов, служивших его отцу. Своевольные вассалы ему не были нужны. Управлять страной он намеревался с помощью полностью подчиненного ему административного аппарата, своих «подручников». Родовой строй тем самым заменялся самодержавием, лествичное право — прямым престолонаследием.
Андрея не устраивала и зависимость от старых городов — Ростова и Суздаля. Столицу он перенес в молодой город Владимир-на-Клязьме. Владимир был окружен крепостными стенами и валами с семью воротами, из которых сохранились только парадные, «Золотые», покрытые листами золоченой меди. Поселился Андрей под Владимиром, в новом замке в селе Боголюбово. Центр дворцового ансамбля (не уцелевшего доныне) составляла прекрасная церковь, и точно такую же (Покрова на Нерли) «мастера из всех земель» поставили в полутора километрах от нее, на заливном лугу, где река Нерль впадает в Клязьму.
Из боголюбовской резиденции Андрей намеревался править всей Русью. В 1169 г. суздальцы и их союзники взяли, разграбили и сожгли Киев, не пощадив церквей и монастырей. Спустя четыре года Андрей его утратил, проиграв войну смоленским князьям. Поражение и деспотизм
Андрея привели к дворцовому перевороту. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г, бояре зарезали князя.
Суздальскую землю охватила анархия. Два года длилась борьба за трон. Верх взял младший брат покойного — Всеволод. Отец многочисленного семейства, он получил прозвище «Большое Гнездо». Будучи сильнейшим русским правителем, он присвоил себе титул великого князя владимирского.
Великий Новгород
Ослабление Киева позволило Новгороду покинуть орбиту его влияния. Владевший землями от Урала до Балтики, расположенный на пути «из варяг в греки», близко к Западной Европе, Новгород являлся крупнейшим на Руси центром ремесла и торговли. Целые кварталы были заселены ремесленниками: плотниками, кожевенниками, оружейниками, кузнецами, ювелирами. В Новгороде находились представительства европейских торговых компаний; «богатый гость» (купец) Садко стал героем новгородского эпоса. Европейским странам Новгород продавал пушнину и воск, закупая ткани, соль, оружие. Город украшали десятки каменных храмов. Новгородцы были грамотными людьми. При раскопках в городе были обнаружены сотни берестяных грамот: писем и долговых расписок, написанных етилом (заточенной костяной палочкой) на бересте — березовой коре.
Политическое влияние Новгорода, однако, не соответствовало его экономическому весу. Киевские князья не допустили формирования в городе наследственной монархии. Для управления Новгородом они обычно направляли в качестве наместников своих старших сыновей. Результатом такой стратегии стало утверждение на севере Руси — в Новгороде, Пскове, Вятке — республиканских традиций.
Освободиться из-под власти Киева новгородцы пытались давно. Удалось это им после смерти Мстислава Великого. В 1136 г. они прогнали его сына Всеволода. Но обойтись без князя они не могли. Источником государственной власти считался Бог, в монархе видели исполнителя его воли. Отсутствие монарха лишало легитимности все политические институты. Ничего не оставалось, как приглашать князя со стороны. Крупные княжесгва — Смоленское, Черниговское, Владимиро-Суздальское — старались навязать Новгороду своих ставленников.
При вступлении на престол князь подписывал с городом договор, фиксировавший права и обязанности сторон. Главная практическая задача князя состояла в обеспечении безопасности Новгорода. Князь командовал дружиной, а в военное время руководил всеми вооруженными силами республики. В «кормление» ему выдавалось несколько волостей. Приобретать имения в Новгородской земле князю и его дружинникам запрещалось.
Если на северо-западе Руси, во Владимиро-Суздальской земле, сложилась сильная великокняжеская власть, а на юге, в Галицко-Волынской, значительную роль, по крайней мере, в XII веке, играло боярство, то в Новгороде верховным органом управления служило вече. Вече принимало законы, объявляло войну, заключало мир, устанавливало налоги, приглашало и смещало князя, избирало правителей города — посадника, тысяцкого, владыку (епископа, затем архиепископа). Посадник (обычно знатный боярин) возглавлял новгородскую администрацию и, вместе с князем, суд. Тысяцкий представлял интересы непривилегированных сословий, разбирал торговые тяжбы, ведал сбором налогов (формально поступавших на имя князя), возглавлял ополчение. Владыка, формально утверждавшийся в должности киевским митрополитом, руководил местной церковью. Ее высокий престиж и богатство обусловили активное участие владыки в делах мирских. Он хранил государственную казну, эталоны мер и весов, скреплял своей печатью международные договоры и торговые сделки, надзирал за соблюдением торговых правил, содержал свой полк, выносил приговоры по делам церковных служителей и се- мейно-имущественным спорам.
Смешение республиканских и монархических начал не принесло Новгороду порядка. Политические перевороты были привычным делом. Свергались посадники, изгонялись князья, «меньшие люди» поднимались против «лучших», вечевые собрания превращались в кровавые клановые схватки.
Смута в государстве делает его добычей соседей. Неизвестный автор созданного в конце XII века «Слова полку Игореве» писал: «И стали князья про малое „это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать, а „поганые» приходили со всех сторон с победами на землю Русскую».
«Поганые» вскоре пришли очень надолго.
Предложения интернет-магазинов