Восточные славяне в древности

Раздел I. ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

План

  1. Славянские племена и территория их расселения.
  2. Занятия славян.
  3. Общественный строй.
  4. Религия.

Содержание

Славянские племена и территория их расселения. В VI-IX вв. восточные славяне занимали обширную территорию, про­стиравшуюся от Невы и Ладожского озера на севере до Чёрного моря на юге, от Карпатских гор на западе и до верховьев Дона на востоке (ил. 1). Древнейшая русская летопись Повесть вре­менных лет (ПВЛ) называет 15 восточнославянских племен­ных союзов. В окрестностях Новгорода и озера Ильмень обитали ильменские словене, южнее их — кривичи, в районе нынешней Москвы — вятичи (ил. 2, ил. 3), в окрестностях Киева прожи­вали поляне («живущие в полях»), к западу от них — древляне («живущие в лесах») и волыняне, в окрестностях Чернигова — северяне и т. д.

Славян окружали другие народы. Их соседями на северо-вос­токе и северо-западе были финно-угорские племена — весь, чудь, меря, эсты (предки современных карелов, коми, эстонцев), а также балтские племена — пруссы, ятвяги, латгалы, на вос­токе — волжские булгары. На юге, в степных районах, соседями славян были тюркские народы — авары, хазары, с 1Хв. — пече­неги, а с XI в. — половцы. Важную роль в жизни восточных славян играли Византийская империя и варяги, жители Скандинавского полуострова, которых также называли норманнами.

Занятия славян. Занятия славян во многом определялись природной средой их обитания. На севере произрастали густые леса, богатые ягодами, грибами, орехами и обеспечивавшие людей строительным материалом и дровами. В лесах в боль­шом количестве обитали дикие животные (медведи, волки, ли­сицы, лоси, олени, зайцы, кабаны), в дуплах деревьев селились пчёлы-медоносы. В южных районах преобладали плодородные степи, удобные для занятия земледелием и скотоводством.

На территории, занятой славянами, находились многочис­ленные водоёмы — реки и озёра. В них водилась разнообразная рыба, а по берегам селилась водоплавающая птица (утки, гуси, лебеди).

Чаще всего славянские поселения возникали на берегах рек (ил. 4), которые снабжали жителей водой и служили удобными транспортными путями. Жилищем славянам служили землянки и полуземлянки, обогревавшиеся очагом (ил. 5).

Восточные славяне занимались земледелием (ил. 6), ското­водством, собирательством, в частности бортничеством, охо­той (ил. 7), ремеслом, торговлей (ил. 8).

На севере, в лесных районах, преобладала подсечно-огневая система земледелия. В южных, степных районах, — переложная система (перелог). На полях славяне выращивали пшеницу, яч­мень, рожь, овёс, просо, гречиху, горох, коноплю, лён, а в огоро­дах — репу, свеклу, капусту, лук, морковь, чеснок. Во дворах дер­жали домашнюю скотину — лошадей, коров, свиней, овец, коз. Славяне сочетали производящее хозяйство с присваивающим (ил. 9). При этом всё большее значение приобретало первое.

Наиболее распространёнными ремёслами славян были куз­нечное, гончарное, ткацкое, кожевенное, обработка дерева. Сла­вяне вели натуральное хозяйство (обеспечивали себя всем не­обходимым для жизни), не ориентированное на рынок.

Вместе с тем через земли восточных славян проходил во­дный торговый путь «из варяг в греки» (ил. 10). Византийцы по­купали у славян в основном пушнину, мёд, воск, а продавали им ткани, оружие, драгоценные металлы, пряности.

В 860 г. восточные славяне на 200 судах совершили поход на Византию, подвергнув разграблению окрестности Константи­нополя. Через несколько лет после похода между русами и ви­зантийцами был заключён мирный договор.

Общественный строй. Основу общественного строя восточ­ных славян составляла сначала родовая, затем соседская община (старинные названия — мир, вервь).

Славяне объединялись в племенные союзы, во главе кото­рых стоял вождь. Вождь советовался с наиболее опытными и уважаемыми членами племени — старейшинами и опирался на воинскую силу — дружину. Важнейшие вопросы жизни племен­ного союза решались на народном собрании — вече.

Религия. Славяне поклонялись множеству богов, т. е. были язычниками. Каждый из славянских богов был связан с опреде­лённой природной стихией, животным или растительным ми­ром: Перун считался богом грома и молний, Ярило (Дажбог) — богом солнца, Стрибог — богом ветра, Сварог — богом неба, Велес почитался как покровитель скота и т.д. Единственным женским божеством была Мокошь, которая считалась покрови­тельницей рода и богиней плодородия.

Язычники строили святилища (ил. 11), на которых устанавли­вали идолов — скульптурные изображения богов (ил. 12). Служи­телями языческого культа были жрецы — волхвы (ил. 13).

Термины

Бортничество — сбор мёда диких пчёл из естественных ду­пел деревьев.

ВЄчє (от старослав. «вет» — совет) — народное собрание племени или племенного союза для обсуждения важнейших во­просов.

Натуральное хозя’йство — тип хозяйства, при котором про­дукты труда производятся для собственного потребления, а не для продажи на рынке.

Община (вервь) — объединение людей, проживающих на одной территории и связанных общими интересами.

Перелог — система земледелия, при которой поле засева­лось несколько лет, а когда земля истощалась, переходили на новое место. Был характерен для степных районов.

Подсечно-огневая система — система земледелия, ха­рактерная для лесных районов. Участок леса освобождался от деревьев, которые сжигались, а зола использовалась как удо­брение. После истощения земли таким же способом осваивали новый участок.

Присваивающее хозяйство — хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, соответствующее ранней стадии истории человечества.

Производящее хозяйство — хозяйство, при котором основ­ным источником существования человека стало земледелие и скотоводство.

Путь «из варяг в греки» — в X — середине XIII в. морской и речной путь из Скандинавии через Восточную Европу в Ви­зантию.

Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.

Родовая община — одна из форм общественной организа­ции во времена первобытного строя, для которой характерно кровное родство, коллективный труд и уравнительное потре­бление.

Соседская община (территориальная, сельская) — коллек­тив людей, проживающих на определённой территории, но не связанных родственными узами, как в родовой общине. Каждая семья имела долю собственности общины и сама обрабатывала свою часть общинной пашни.

Язычество — общее название первобытных религий, харак­терной особенностью которых в отличие от христианства, ис­лама и буддизма является многобожие.

Даты

VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Ев­ропы.

860 г. — поход восточных славян на Константинополь.

 

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов