ОГЭ 2020. Биология. 10 тренировочных экзаменационных вариантов

ОГЭ 2020. Биология. 10 тренировочных экзаменационных вариантов. Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к ОГЭ по биологии в 9 классе. Сборник содержит 10 вариантов тренировочных экзаменационных работ. Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями ОГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к основному государственному экзамену, а учащимся — самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.

ОГЭ 2020. Биология. 10 тренировочных экзаменационных вариантов

ОГЭ 2020. Биология. 10 тренировочных экзаменационных вариантов

17
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-19 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. На рисунке изображён процесс, который представляет собой реакцию организма перелётных птиц на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение длины дня и ночи.
2. Молекула ДНК в клетке выполняет функцию
1) ферментативную
2) энергетическую
3) строительную
4) хранения и передачи наследственной информации Ответ:
3. К одноклеточным организмам относят
1) ламинарию 3) беззубку
2) хламидомонаду 4) вирус
Ответ:
4. К видоизменению главного корня относят
1) клубень картофеля 3) корневые шишки георгина
2) корнеплод моркови 4) луковицу лука
Как называется данная реакция организма перелётных птиц? Ответ:
Ответ:
18
5. Процесс двойного оплодотворения происходит цветка, обозначенной на рисунке цифрой 1) 1 2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
6. Воздушные мешки птиц не выполняют функцию
1) уменьшения плотности тела
2) защиты внутренних органов от перегрева
3) участия в дыхании
4) газообмена
Ответ:
в части
7. Животное, изображённое на рисунке, относят к
1) земноводным
2) рептилиям
3) амфибиям
4) первозверям
Ответ:
8. Изображённый на иллюстрации прибор используется с целью измерения
1) давления крови
2) веса тела
Ответ:
3) температуры тела
4) активности человека
9. Какой белок растворён в
1) фибрин
2) фибриноген
Ответ:
плазме крови?
3) гемоглобин
4) миозин
19
Ответ

11. К иммунной системе не относят
1) почки
2) миндалины
3) лимфатические узлы
4) селезёнку
Ответ:
12. Самый крупный лимфатический сосуд впадает в
1) нижнюю полую вену 3) правое предсердие
2) верхнюю полую вену 4) левое предсердие
Ответ:
13. Какие органические вещества всасываются в капилляры кишечной ворсинки?
1) аминокислоты 3) жирные кислоты
2) глицерин 4) вода
Ответ:
14. Какое описание подходит для таких производных кожи, как сальные железы?
1) роговые образования, развивающиеся из эпидермиса
2) имеют вид гроздей, открывающихся в волосяную сумку
3) состоят из железистых долек
4) клубочки, оплетённые капиллярами, с трубочками, выходящими на поверхность кожи
Ответ:
15. Какой цифрой на рисунке обозначен орган обоняния? 1) 1
1) 2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: | |
20
16. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) капуста -> синица -> ястреб -> гусеница
2) фитопланктон -» зоопланктон -> плотва -> щука
3) клевер -> лягушка -> заяц -> орёл
4) леопард -» газель -> трава
Ответ:
17. В агроценозе в отличие от биогеоценоза
1) разветвлённые сети питания
2) преобладает монокультура
3) отсутствует борьба за существование
4) не происходит естественный отбор
Ответ:
18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется
взаимосвязь.
Вид нуклеиновой кислоты Функция
Дезоксирибонуклеиновая кислота Хранение и передача наследственной информации
Рибонуклеиновая кислота …
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) синтез полипептида 3) ферментативная функция
2) транспорт аминокислот к рибосоме 4) запасающая функция
Ответ:
19. Верны ли следующие суждения о птицах? А. У птиц в полёте двойное дыхание. Б. Птицам характерно наружное оплодотворение.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и лругих дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
20. Изучите таблицу всхожести семян пшеницы.
№ пробы Посеяно семян, шт. Проросло семян, шт.
1 100 94
2 100 95
3 100 93
4 100 94
21
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данные таблицы?
1) Всхожесть семян зависит от тепла, воды, света.
2) Для проверки на всхожесть крупные семена высаживают в грунт глубже, чем мелкие.
3) Средний процент всхожести семян в указанных пробах составил 94%.
4) Для достоверной проверки семян на всхожесть опыт необходимо повторять несколько раз.
5) Одинаковая всхожесть семян была обнаружена в пробах 1 и 4. Ответ:
21. Какие железы относят к железам внутренней секреции?
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гипофиз 4) щитовидную
2) половые 5) желудочные
3) надпочечники 6) молочные
Ответ:
22. Известно, что долгопят филиппинский — млекопитающее отряда Приматы, ведущее ночной образ жизни.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка верных описаний три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела взрослой особи около 10 см, вес от 117 до 134 г.
2) Питаются насекомыми, которых ловят с помощью цепких лап.
3) Активен в тёмное время суток.
4) Мех густой, шелковистый, от серого до тёмно-коричневого цвета.
5) При лазании охватывает ветку, отставляя большой палец.
6) Живёт на ветвях деревьев, кустарников и в бамбуковых зарослях.
Ответ:
23. Установите соответствие между характеристиками и органоидами эукариотической клетки: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНОИДЫ
ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
A) синтез полипептида 1) рибосомы
Б) две субъединицы 2) клеточный центр
B) образование веретена деления Г) две центриоли и центросфера
Д) расхождение хромосом при делении клетки Е) образование полисомы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е

22
24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по посеву семян томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Полейте тёплой водой.
2) Присыпьте семена тонким слоем влажной плодородной почвы.
3) На дно ёмкости положите дренаж (слоем 1-2 см).
4) Насыпьте питательный грунт.
5) Посейте семена.
6) Когда влага впитается, деревянной палочкой проделайте углубления. Ответ:
25. Вставьте в текст «Признаки класса Однодольные» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПРИЗНАКИ КЛАССА ОДНОДОЛЬНЫЕ
У всех представителей класса Однодольные есть несколько отличительных признаков.
У них имеется _(А) корневая система, образованная _(Б)
корнями. Листья обычно сидячие с параллельным или_(В) жилкованием.
Количество частей цветка обычно кратно трём, а в семени одна_(Г).
Перечень слов:
1) стержневая
2) перистое
3) эндосперм
4) дуговое
5) мочковатая
6) боковые
7) придаточные
8) семядоля
Ответ:
А Б В Г

26. Рассмотрите изображение листа смоковницы обыкновенной. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А. Тип листа
1) черешковый
2) влагалищный
Б. Жилкование листа
1) сетчатое
2) дуговидное
3) пальчатое
4) параллельное
23
В. Форма листа
1) перисто-лопастная 2) перисто-раздельная

3) перисто-рассеченная 4) цельная

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части
Д. Форма верхушки листа
1) тупая
2) заострённая
3) оттянутая
4) выемчатая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г д

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
24
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (27-30) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
27. Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.
Прочитайте текст и выполните задание 28.
КОШАЧЬЯ ДВУУСТКА
Кошачья двуустка относится к типу Плоские черви, классу Сосальщики. Попадая в организм человека, двуустка вызывает опасное заболевание — описторхоз.
Внешне червь напоминает лист, в длину он 20 мм и не более 2 мм в ширину, тело имеет бледно-жёлтый цвет. Кошачья двуустка — гермафродит.
Для данного паразита характерен непрямой цикл развития. Первым промежуточным хозяином двуустки является брюхоногий моллюск. Вторым промежуточным хозяином служат рыбы семейства карповые. Окончательный хозяин — небольшое хищное животное (кошка, лисица), но может быть и человек. В организм окончательного хозяина паразит попадает при употреблении в пищу заражённой рыбы. При приготовлении пресноводной рыбы советуют варить или жарить её не менее 20 минут, так как при длительном воздействии высоких температур двуустка погибает.
Паразитирует данный сосальщик в печени человека и её протоках. На протяжении долгих лет у человека могут полностью отсутствовать симптомы заболевания, поэтому нужно регулярно проходить осмотр у врача.
28. Используя содержание текста «Кошачья двуустка», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является окончательным хозяином двуустки?
2) Как в организм человека попадает этот паразит?
3) Где в организме человека паразитирует двуустка?
29. Пользуясь таблицей «Биохимический анализ крови», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Биохимический анализ крови
Уровень сахара натощак Уровень сахара через 2 часа после приёма глюкозы (75 гр) Диагноз
5,5—5,7 ммоль/л (100 мг%) 7,8 ммоль/л (140 мг%) Отсутствие заболевания
7,8 ммоль/л (140 мг%) 7,8-11 ммоль/л (140-200 мг%) Нарушение толерантности к глюкозе
7,8 ммоль/л (140 мг%) 11,1 ммоль/л (200 мг%) Сахарный диабет
25
1) Какой гормон поджелудочной железы регулирует уровень сахара в крови?
2) Как изменяется содержание инсулина в крови при сахарном диабете? Какое заболевание развивается при гиперфункции поджелудочной железы?
Рассмотрите таблицы 2,3 и выполните задание 30.
Таблица 2
Нормы физиологической потребности детей и подростков в основных питательных веществах и энергии (в сутки)
Возраст Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал
6 лет 72 72 252 2000
7-10 лет 80 80 324 2400
11-13 лет 96 96 382 2850
14-17 лет
юноши 106 106 422 3150
девушки 93 106 422 2750
Таблица 3
Энергетическая и пищевая ценность продукции столовой в лагере отдыха
Наименование блюд Масса порции, г Белки, г Жиры, г Углеводы, г
Первый завтрак
Пудинг творожный 130 17,5 21 9,2
Каша гречневая молочная 220 8,3 11,4 31
чай 200 0 0 0
Второй завтрак
Мусс из кураги 125 2,7 0 27,9
Обед
Бульон с пельменями 500 11,7 10,5 21,6
Бифштекс жареный с овощами 150 14 16,7 31
Компот из яблок без сахара 200 0,2 0 9,2
Подник ! ! ! і і
Яйцо всмятку (1 шт.) 48 5,1 5,4 0,2
Отвар шиповника 200 0 0 0
Ужин ! і
Рыба, запечённая с картофелем 180 23,8 6,8 30,5
Морковное пюре 200 3,6 5,7 16,8
Чай с лимоном без сахара 20 0 0 0
На ночь ! і 1
Кефир 200 5,6 7 9
На весь день s
Хлеб пшеничный 200 14,5 1,3 94
26
30. Мальчик Коля отдыхал летом в детском лагере отдыха. В один из дней на обед были его любимые блюда. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Сколько грамм составил обед ребёнка?
2) Сколько грамм углеводов было в этом обеде и сколько ещё требуется до суточной нормы, если мальчику 12 лет?
3) Какие органические вещества образуются из белков в организме человека в случае их нехватки?
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов