ОГЭ 2020. Биология. Готовимся к итоговой аттестации

ОГЭ 2020. Биология. Готовимся к итоговой аттестации. В пособии содержатся материалы для подготовки учащихся 9 классов к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по биологии. Содержание материалов полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), кодификатору, спецификации и демонстрационному варианту новой модели ОГЭ по биологии в 2020 году. Предназначено для учащихся 9 классов, их родителей, учителей биологии, педагогических работников методических служб по организации и проведению процедуры ОГЭ по биологии.

ОГЭ 2020. Биология. Готовимся к итоговой аттестации

ОГЭ 2020. Биология. Готовимся к итоговой аттестации

ВАРИАНТ З
Насть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-19 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. К процессу, изображённому на рисунке, змеи готовятся довольно долго. Они начинают беспокоиться, много двигаются и теряют аппетит. Кожа на их теле при этом постепенно становится бледной, тускнеющей, орнамент теряет чёткость. Постепенно отмирающая кожа начинает отслаиваться, что практически не заметно, а затем змея снимает отмершую кожу «чулком», как бы выползая из неё.
Как называется данный процесс в жизни змей? Ответ:
2. В бактериальной клетке в отличие от растительной клетки отсутствует
1) цитоплазма 3) ядро
2) рибосомы 4) клеточная стенка
Ответ:
3. К гетеротрофам относят
1) шампиньон
2) цианобактерию
3) хламидомонаду
4) ламинарию
Ответ:
4. Папоротники в отличие от мхов
1) размножаются спорами
2) имеют настоящие корни
3) осуществляют фотосинтез
4) образуют споры мейотическим делением
Ответ:
5. К какому отделу относят растение, изображённое на рисунке?
1) Папоротниковидные 3) Моховидные
2) Хвощевидные 4) Голосеменные
Ответ:
6. Для инфузории-туфельки в отличие от амёбы обыкновенной характерно наличие
1) процесса конъюгации 3) сократительных вакуолей
2) гетеротрофного типа питания 4) пищеварительных вакуолей
Ответ:
7. Какая система органов дождевого червя изображена на рисунке?
1) кровеносная 3) выделительная
2) пищеварительная 4) нервная
Ответ:
8. Изображённый на фотографии прибор используется с целью измерения
1) силы вдоха
2) силы выдоха
3) жизненной ёмкости лёгких
4) скорости выдоха
Ответ:
9. Основой тромба является
1) фибриноген 3) фибрин
2) лейкоциты 4) гемоглобин
Ответ:
29
Под 1)
каким номером изображено сердце
ящерицы?
3)
Ответ:
11. Какую структуру имеет молекула гемоглобина?
1) первичную 3) третичную
2) вторичную 4) четвертичную
Ответ:

12. Какие мышцы по способу прикрепления отличаются от других?
1) жевательные 3) ягодичные
2) мимические 4) икроножные
Ответ

13. Какое органическое вещество всасывается в эпителий кишечной ворсинки?
1) глюкоза 3) глицерин
2) аминокислоты 4) вода
Ответ

15. Какой цифрой на рисунке обозначены нервные
3) 3
4) 4 Ответ
14. Работа каких желёз, служащих для выделения веществ и поддержания постоянства температуры тел, активизируется при болезнях почек?
1) сальных 3) потовых
2) молочных 4) слюнных
Ответ:
16. Какой экологический фактор не относят к абиотическим?
1) геомагнитное поле Земли 3) вспашка земель
2) солёность воды 4) направление ветра
Ответ:
17. Материалом для эволюции служит
1) борьба за существование
2) естественный отбор
Ответ:
3) модификационная изменчивость
4) наследственная изменчивость
18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Отдел пищеварительной системы человека Процесс
Желудок
Толстый кишечник Всасывание воды
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) расщепление белков 3) всасывание глюкозы
2) расщепление клетчатки 4) всасывание аминокислот
Ответ:
19. Верны ли следующие суждения о ДНК?
А. ДНК — полимер, мономерами которого являются нуклеотиды.
Б. Каждый нуклеотид состоит из трёх составных частей: азотистого основания, дезок-сирибозы и остатка фосфорной кислоты.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других пополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
20. Изучите график функциональной сосудосердечной пробы.
Состояние После покоя нагрузки
Спустя 1 мин
Спустя 2 мин
Спустя 3 мин
Спустя 4 мин
Спустя 5 мин
Какие два из нижеприведённых описаний характеризуют данные графика?
1) Число сердечных ударов зависит от силы нагрузки на организм человека.
2) Спустя 5 минут после нагрузки число ударов сердца в минуту возвращается к числу в состоянии покоя.
3) Число ударов сердца после нагрузки возрастает примерно в два раза в сравнении с состоянием покоя.
4) Состояние покоя — это состояние сна.
5) В работе сердца чередуются периоды сокращения и расслабления. Ответ:
21. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В тонком кишечнике человека происходят процессы
1) выработка поджелудочного сока 4) расщепление клетчатки
2) всасывание воды 5) расщепление белков
3) всасывание глюкозы 6) всасывание через ворсинки
Ответ:
22. Известно, что трутовик чешуйчатый — паразитический высший гриб, пригодный к употреблению в пищу.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка верных описаний три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого гриба. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В пищу годятся только молодые экземпляры, старые можно использовать для приготовления бульона.
2) Плодовые тела однолетние, расположены на стволах живых и ослабленных деревьев.
3) Питательные вещества получает, разрушая древесину поражённого дерева.
4) Распространён от скалистых гор Северной Америки и по всей Европе.
5) Гриб вырастает диаметром до 30 см.
6) Встречается с середины мая до конца августа в широколиственных лесах. Ответ:
ХАРАКТЕРИСТИКИ
23. Установите соответствие между характеристиками и органоидами эукариотической клетки: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНОИДЫ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
A) синтез АТФ 1) комплекс Гольджи Б) образование лизосом 2) митохондрия
B) двумембранный органоид Г) вынос веществ из клетки Д) окислительное фосфорилирование Е) модификация и упаковка органических
веществ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
24. Расположите в правильном порядке пункты хода лабораторной работы «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Положите кожицу чешуи лука в каплю раствора йода.
2) Протрите салфеткой предметное стекло.
3) Накройте препарат покровным стеклом.
4) Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука.
5) Пинцетом снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы лука.
6) Рассмотрите препарат под микроскопом.
Ответ:
25. Вставьте в текст «Мышечные ткани» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ
Мышечные ткани бывают трёх видов: поперечнополосатая скелетная образует активную
часть опорно-двигательного аппарата, _(А) мускулатура образует стенки
полых органов и _(Б), а поперечно-полосатая сердечная образует
______ (В). Поперечнополосатая исчерченность клеток образуется благодаря сократительным белкам, актину и_(Г).
Перечень слов:
1) гладкая 5) миокард
2) вегетативная 6) миоглобин
3) двигательная единица 7) миозин
4) сосуды 8) сердце
Ответ:
А Б В Г

26. Рассмотрите изображение листа диффенбахии пятнистой. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) влагалищный
Б. Жилкование листа
1) сетчатое
2) дуговидное
3) пальчатое
4) параллельное
33
В. Форма листа
1) перисто-лопастная 2) перисто-раздельная

3) перисто-рассеченная 4) цельная

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части
Д. Форма верхушки листа
1) тупая
2) заострённая
3) оттянутая
4) выемчатая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (27-30) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
27. С какой целью при выращивании растений рыхлят почву?
Прочитайте текст и выполните задание 28.
ПОВЕДЕНИЕ МУРАВЬЁВ
В семье Муравьёв представители разных функциональных групп существенно отличаются по своему поведению. Различают: 1) реакции избегания опасности; 2) проявление агрессивного поведения; 3) потенциал исследователя; 4) способность накопления опыта столкновения с «врагами». Муравьи с низким уровнем агрессии, способные избегать опасность, обретают «профессию» сборщиков растительного сока. Агрессивные особи, не избегающие врагов, получают «специализацию» охотников и охранников.
Чтобы выявить склонность муравья к тому или иному типу поведения, проводились научные исследования. Например, для проверки агрессивности испытуемого муравья сажали на специальную арену. Затем туда же помещали жужелицу — главного врага муравьев в естественной среде — и потом следили за характером и продолжительностью реакций. Если у муравья мёртвая хватка, как у бульдога, то даже если его разорвут пополам, челюсти он, вцепившись в противника, не разожмёт. Такое поведение характерно именно для тех особей, которые выполняют функцию охранника.
Муравьи-охотники близки к охранникам, они тоже обладают высокой агрессивностью. Но у охранников больше проявляется ещё и активность исследователей, они чаще вступают в социальные контакты. И главное, агрессия имеет границы, она, как правило, не доходит до мёртвой хватки, а значит, охранники не склонны подвергать себя риску.
28. Используя содержание текста «Поведение Муравьёв», ответьте на следующие вопросы.
1) На какие группы делят Муравьёв в зависимости от уровня агрессии?
2) Кто является главным врагом Муравьёв в естественной среде?
3) В чем отличие в поведении Муравьёв охранников и охотников?
29. Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека
1) Содержание какого органического вещества одинаково в плазме крови и первичной моче?
2) В результате какого процесса это вещество попадает в первичную мочу?
3) Как называется, процесс благодаря которому это вещество отсутствует во вторичной моче, где этот процесс происходит?
Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 30.
Таблица 2
Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище подростков

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов