ЕГЭ 2020. История. 14 типовых вариантов заданий

ЕГЭ 2020. История. Пособие содержит 14 типовых вариантов экзаменационных заданий, составленных с учётом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2020 г. Назначение пособия — предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2020 г. по истории, степени трудности заданий. В пособии даны ответы на все варианты экзаменационных заданий, подробные критерии оценивания и приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по истории, а также учащимся-старшеклассникам — для самоподготовки и самоконтроля.

ЕГЭ 2020. История. 14 типовых вариантов заданий

ЕГЭ 2020. История. 14 типовых вариантов заданий

ЧАСТЬ 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
ВАРИАНТ 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) политический лидер — Хрущёв; 2) год проведения съезда — 1956; 3) «примкнувший» — Шепилов Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной
Правильно указаны три элемента ответа 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
21.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие действия «антипартийной группы»: 1) развернули антипартийную фракционную борьбу против руководства ЦК и сосредоточили огонь против Первого секретаря ЦК; 2) хотели столкнуть партию и страну с ленинского пути, вернуться к политике и методам руководства периода культа личности; 3) оправдывали культ личности и не давали разоблачению культа пойти дальше; 4) хотели захватить руководство в партии и в стране. Могут быть указаны другие действия. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию
Правильно указаны три действия 2
Правильно указаны любые два действия 1
Правильно указано одно действие. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение, например: — принцип отраслевого управления промышленностью сменился территориальным, были созданы совнархозы и упразднено большинство министерств; 2) причины, например: — партийная номенклатура была недовольна уменьшением своей власти, а также непредсказуемостью (волюнтаризмом) политических решений руководителя, лидера страны обвиняли в отходе от коллективных принципов руководства; — военные чиновники были недовольны сокращениями в армии (по указу 1960 г. предполагалось произвести сокращение на 1 200 ООО человек и уменьшить расходы на военные нужды); — неудачная экономическая политика, кампания по освоению целины и кукурузная кампания, введение совнархозов были основанием для обвинений Хрущёва в том, что он не справляется со своими обязанностями. Объяснение и причины могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины
Правильно указаны три элемента ответа (дано объяснение и названы две причины) 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие изменения: 1) отмена местничества в 1682 г. означала отмену зависимости положения дворянина от знатности рода и службы родственников; 2) рекрутская повинность, введённая в 1705 г., делала службу для дворян обязательной и пожизненной; 3) при Петре I дворяне получили возможность сделать карьеру благодаря своим личным заслугам, что было закреплено Табелью о рангах 1722 г.; 4) с 1762 г. дворяне получили право не служить по Манифесту о вольности дворянской Петра III; 5) по Жалованной грамоте дворянству 1785 г. дворяне получили право на честь и дворянское достоинство, привилегию быть освобождёнными от телесных наказаний, были созданы институты местного дворянского самоуправления (дворянские собрания). Изменения могут быть сформулированы иначе. Могут быть приведены другие изменения
Правильно приведены три изменения 3
Правильно приведены любые два изменения 2
Правильно приведено одно любое изменение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
24._
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— большевики уже с весны 1917 г. активно и организованно использовали ситуацию, которая сложилась в стране (двоевластие, бессилие Временного правительства в некоторых вопросах, усталость общества от войны), и поскольку в отличие от других политических сил они были партией с жёсткой организацией и дисциплиной, им удалось наладить пропагандистскую работу и рекрутирование новых сторонников, обеспечить себе поддержку населения и в итоге захватить власть;
— большевики в отличие от других партий и движений в своей публичной риторике не касались вопросов, которые вызывали противоречивую реакцию у населения (вопросы о том, например, как на практике воплощать в жизнь лозунг «земля — народу»), чем обеспечивали себе поддержку;
— в отличие от других партий именно большевики с апреля 1917 г. взяли курс на подготовку вооружённого восстания и захват власти;
— в стране не было силы, которая смогла бы реализовать настолько жёсткие меры воздействия, которые остановили бы большевизацию и Советов, и населения;
— к осени 1917 г. в стране не было харизматического лидера, вокруг которого могли бы сплотиться силы, не согласные с политикой большевиков (например, А.Ф. Керенский к этому времени потерял широкую народную поддержку);
— в стране усиливался экономический кризис, население испытывало бытовые трудности, в этих условиях общество не желало поддерживать правительство, которое не решало элементарные проблемы жизнеобеспечения, оно склонялось к поддержке большевиков, которые обещали быстрое решение проблем;
2) в опровержение, например:
— в стране действовали политические движения и партии разной идеологической направленности, но стороны были готовы к диалогу — об этом говорит, например, созыв Государственного совещания в августе 1917 г. и попытка сторон услышать друг друга в ходе широкого форума, это в дальнейшем могло помочь демократическому решению болезненных вопросов (например, вопроса о земле, об участии в войне, о будущем государственном устройстве) и достижению компромисса;
— в стране существовало большое количество политических сил, имевших поддержку у населения (большую, чем у большевиков) и готовых в дальнейшем бороться за власть легальным путём, что показали выборы в Учредительное собрание (большинство голосов получили эсеры, несмотря на то, что большевики уже совершили захват власти в октябре);
— идея о «твёрдой руке» к осени 1917 г. владела не только большевиками, Корниловский мятеж показал, что попытку захватить власть с целью установления диктатуры могли осуществить и другие силы, например промонархически настроенные партии и группы.
Могут быть приведены другие аргументы
ВАРИАНТ 10

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) событие — битва на реке Калке; 2) год — 1223; 3) исторический деятель, полководец — Чингисхан Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной
Правильно указаны три элемента ответа 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
21.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) причины, например: — «когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете»»; — князья решили, что лучше встретить врагов на чужой земле, чем на своей; 2) имя князя: Юрий Домамирич. Причины могут быть сформулированы иначе. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию
Правильно указаны две причины и имя князя 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один элемент. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) этап — политическая раздробленность; 2) положительное влияние: — каждый князь вкладывал силы и материальные средства в экономическое и культурное развитие своего княжества, расширялись торговые связи княжеств с разными землями, происходил расцвет городов, ремёсел и строительства; 3) отрицательное влияние: — княжества, не способные объединиться перед лицом внешнего врага, были уязвимы в случае серьёзной внешней угрозы. Этап, положительное и отрицательное влияние могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие проявления влияния
Правильно указаны три элемента (ответ на первый вопрос, положительное и отрицательное влияние) 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие решённые при Иване III задачи: 1) сформирован централизованный аппарат управления — Дворец со своей канцелярией и Государев двор, в работе которого участвовали представители старых боярских родов; 2) образованы новые территориальные единицы, уезды, которые делились на волости и станы, управляли этими единицами наместники и волостели; 3) сформирована общегосударственная система дорожной и почтовой связи — ямская гоньба; 4) принят Судебник 1497 г., в котором преступления были классифицированы по видам, регламентировались нормы судебных пошлин, проведение судебных поединков, порядок выдачи судебных актов; 5) Судебник 1497 г. ограничивал свободу крестьян, разрешая переход от одного хозяина к другому только за неделю до и после Юрьева дня при. условии выплаты «пожилого», что положило начало складыванию крепостного права; 6) хотя спор «священства» и «царства» за главенство только начинался, светская власть утвердила свой государственный авторитет в противостоянии с духовной властью, например отняла в пользу государства некоторые монастырские земли; 7) высокий статус великого князя и Московского государства получил внешнее выражение в виде символов, изображавшихся на гербах и печатях, например: всадник вса коне, поражающий копьём дракона, двуглавый орел. Решённые задачи могут быть сформулированы иначе. Могут быть приведены другие задачи

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов