Математика. 5 класс. Муравин Г.К, Муравина О.В.

Учебник состоит из глав, главы — из пунктов. В каждом пункте есть и теоретический материал, и задачи. Каждый пункт учебника завершается контрольными вопросами и заданиями. В учебнике есть раздел «Ответы, советы, решения». В этом разделе вы найдёте ответы к большинству заданий, а к некоторым из них — советы и даже решения. Поможет вашей работе и справочный материал, размещённый на форзацах учебника.
История математики — это история великих открытий. С некоторыми из них вы познакомитесь в главе 6 «Повторение». Наше время — период расцвета математики, но впереди ещё очень много открытий. Надеемся, что некоторые из них предстоит сделать вам.

Математика. 5 класс. Муравин Г.К, Муравина О.В.

Математика. 5 класс. Муравин Г.К, Муравина О.В.

ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Цели:
обучающая: сформировать понятие деления натуральных чисел; формировать умение выполнять деление многозначных чисел; добиться усвоения свойств нуля и единицы при делении, неформального понимания того, что делить на ноль нельзя;
развивающая: формировать умение обобщать и делать выводы; использовать свои знания и собственный опыт в новых ситуациях;
воспитательная: воспитывать интерес к математике.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Оборудование: карты с печатной основой.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.

Учитель проверяет тетради с выполненным домашним заданием, отвечает на вопросы учеников, если таковые возникли. Оценивает выполнение самостоятельной работы, написанной на предыдущем уроке,и домашнего задания.
Учитель приводит (или предлагает учащимся привести) примеры задач, для решения которых используют действие деления. Причем среди примеров должны быть и такие, которые иллюстрируют свойства нуля и единицы при делении. Например:
1) Как проверить правильность выполнения действия: 35 — 5 = 175?
2) Собранный урожай яблок складывают в ящики вместимостью 5 кг. Сколько нужно ящиков, если собранный урожай составляет:
а) 100 кг; б) 75 кг; в) 5 кг; г) 0 кг?
После этого учитель сообщает задание на урок: понять, что значит разделить число а на число b, усвоить свойства нуля и единицы во время деления, научиться объяснять, почему невозможно делить на ноль.

1. Что значит разделить число а на число b
2. Что показывает частное двух чисел?
3. Компоненты действия деления
Целесообразно еще раз повторить компоненты деления. Кроме того, следует заметить, что словом «доля» обозначают два понятия: число (результат деления) и выражение. Например, в равенстве 90:2 = 45 число 45 является долей. Выражение 90:2 также называют долей.
4. Почему нельзя делить на ноль?
Из предыдущих классов ученики усвоили, что на ноль делить нельзя. Однако это правило они усвоили формально, без любых разъяснений. Теперь, используя определение действия деления, можно по-объяснить ученикам, что на ноль делить нельзя. Ведь разделить число а на число 0 означает найти такое число b, что b • 0 = а, но b • 0 = 0 при любых значениях b. Итак, число, которое равнялось бы доле а: 0, не существует, поэтому делить на ноль нельзя.
5. Свойства нуля и единицы при делении
Сформулировать свойства нуля и единицы при делении можно, обобщив знания и собственный опыт учащихся, умеющих применять эти свойства к конкретным числам. Теперь важно подчеркнуть, что:
деление нуля на любое натуральное число равно нулю;
деление любого натурального числа на себя равно единице;
деление любого натурального числа на единицу равен этому числу.
6. Деление многозначных чисел «уголком»
Ученики умеют выполнять деление многозначного числа на двух-цифровое. Поэтому объяснить, как выполняют деление многозначных чисел «уголком», можно также используя знания и собственный опыт учащихся, приобретенные в предыдущих классах.
С целью повышения интереса к математике можно рассказать ученикам, как выполняют деление чисел в столбик в других странах (см. дополнительный материал к уроку).

[свернуть]

Похожие страницы