Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др. — Рудницкая В.Н.

Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др. — Рудницкая В.Н.
Каждая работа представлена в четырёх вариантах: первые два варианта — стандартного уровня трудности, третий и четвёртый варианты рассчитаны на классы учащихся с более высоким уровнем математической подготовки.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). В сборнике представлены тематические контрольные работы, предназначенные для первого полугодия учебного года.

Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др.

С понятием натурального числа ученики ознакомлены из предыдущих классов, поэтому, по сути, речь идет о повторении материала, расширения знаний.
С целью формирования познавательного интереса, положительного отношения к знаниям на этом этапе урока можно провести беседу об истории возникновения и развития понятия натурального числа (см. дополнительный материал к уроку).
После этого сообщить ученикам, что задача этого урока-обобщить знания и опыт учащихся относительно понятия натурального числа.

Поскольку тема не является новой для пятиклассников, актуализацию знаний можно провести во время беседы, в ходе которой задать учащимся такие вопросы:
— Сколько окон в классной комнате?
— Сколько уроков сегодня по расписанию?
— Сколько цветов у радуги?

Естественным является ответ «посчитали». Таким образом учитель подводит учащихся к выводу, что названные числа имеют нечто общее — их используют во время счета. Такие числа называют натуральными.
После этого можно предложить учащимся привести примеры натуральных чисел.
Далее учитель предлагает ученикам дать ответы на вопросы:
— Какую часть недели составляют рабочие дни?
— Какую часть года составляет один семестр?
— Какую часть года составляет лето?
— Сколько в классе учится людей старше 20 лет?
Каждое из названных чисел ученики (или учитель) записывают на доске,
после чего учитель спрашивает учащихся, есть ли названные числа натуральными. Учитель еще раз обращает внимание учеников на то, что:
1) натуральными являются числа, которые используют во время счета предметов;
2) не все числа, которые мы знаем, являются натуральными.
Этап урока также целесообразно провести в виде эвристической беседы. Для получения знаний об основных свойствах натуральных чисел целесообразно предложить учащимся, например, такие вопросы:
— Если нужно посчитать количество учеников в классе (тетрадей на парте, этажей в доме и т. п), то с какого числа начинаем счет? Итак, какое натуральное число является наименьшим?
— Как отличается каждое следующее число от предыдущего? А от следующего?
— Какое натуральное число предшествует числу 365? стоит за числом 349?
После ответов на вопросы учитель вместе с учениками делает такие выводы:
1. Наименьшим натуральным числом является 1.
2. Наибольшего натурального числа не существует.
3. Натуральные числа, записанные в порядке возрастания, образуют
ряд натуральных чисел.
Например: 1, 2, 3, 4, 5… — ряд натуральных чисел; 1, 2, 4, 5… — не является рядом натуральных чисел.
Целесообразно добиться понимания учащихся, что ряд натуральных чисел бесконечен и 0 не относят к натуральным числам. Не стоит задавать ученикам вопрос: «Почему число 0 не является натуральным?»

Нередко такой вопрос возникает у учеников. Здесь важно объяснить условность такой договоренности. (Для подавляющего большинства людей планеты ноль — натуральное число, а в странах Восточной Европы согласно традиций, связанных с верованиями, нуль не считают натуральным числом. Итак, ответ на сформулированный вопрос выходит за рамки математической науки.)
Во время беседы с учениками важно требовать от них полных от-ответов, следить за правильностью речи.
Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др. — Рудницкая В.Н.
Выполнение упражнений должно способствовать закреплению понятия натурального числа, ряда натуральных чисел. Следует добиться, чтобы ученики умели записывать предыдущее и следующее числа для поданного. Также желательно сформировать умение записывать в общем виде предыдущее и следующее число для натурального числа п (п > 1), добиться понимания учениками того, что между натуральными числами п и п + к содержится ровно &-1 натуральных чисел.
1. Выполнение устных упражнений
1) Назовите 14 первых натуральных чисел (ученики с места называют по очереди по одному числу в прямом и обратном направлениях).
2) есть Ли в ряду натуральных чисел:
а) наименьшее число; б) наибольшее число?
3) каждое число в ряду натуральных чисел: а) следующее число; б) предыдущее число?
4) Какого числа не хватает в записи 1,2,3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, …, чтобы он обозначал натуральный ряд?
5) Подано натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,
12, … Сколько натуральных чисел стоит в нем между числами
2 и 6; 2 и 9; 2 и 12? (После простого подсчета предложить определить такую закономерность: между п и п + к содержится к-1 натуральных чисел).
2. Выполнение письменных упражнений
1) 3 чисел 25; 100; —; 999; —; 0; 74 выпишите натуральные числа.
2) Запишите число, которое в натуральном ряду стоит за числом: а) 46; б) 438; в) 799.
3) Запишите число, которое в натуральном ряду предшествует числу: а) 24; б) 283; в) 1012.
4) Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами:
а) 27 и 39; б) 12 и 86; в) 45 и 137?

Возможно, в классе будут ученики, которые справятся с предложенными упражнениями раньше остальных. Таким ученикам можно предложить индивидуальные дополнительные задачи повышенной сложности.
Карточка № 1
Некоторое натуральное число, больше 4, обозначили буквой п. Запишите для числа п три предыдущих и три следующих числа
Карточка №2
Некоторое натуральное число обозначили буквой п. Сколько чисел натурального ряда содержится между числами п и /г + 18?
Упражнения, рекомендуемые для выполнения в классе
Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др. — Рудницкая В.Н.
Параграф 1 1
1. Фронтальная работа.
1) Какие числа называют натуральными?
2) Приведите примеры чисел, не являющихся натуральными.
3) Назовите наименьшее натуральное число.
4) Существует ли самое большое натуральное число?
5) запись называют рядом натуральных чисел?
6) Сколько натуральных чисел стоит в натуральном ряду между числами 100 и 900?
2. Выполнение задания на карточках с печатной основой.
1. Повторите теоретический материал по соответствующим параграфом учебника.
2. Выполните упражнения.
1) Запишите число, которое в натуральном ряду стоит за числом: а) 73; б) 510; в) 999.
2) Запишите число, которое в натуральном ряду предшествует числу:
а) 19; б) 700; в) 3001.
3) Сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами;
а) 17 и 26; б) 54 и 143; в) 2 и 200?
4) * Запишите четыре раза подряд число 10. Запишите число, которое в натуральном ряду стоит за получившимся числом и которое предшествует ему.

Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др. — Рудницкая В.Н.

[свернуть]

Книжные интернет-магазины предлагают купить.