Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др.

Содержит планы по математике для 5 класса и ориентировано прежде всего на учителей, работающих с учебным комплектом Н.Я. Виленкина и др. (М.: Мнемозина), но может полноценно использоваться с другими современными учебниками. Кроме развернутого плана урока приводятся игровые и логические задачи, контрольные и самостоятельные работы, подробный разбор заданий учебника, дополнительные материалы.
Пособие автономно и содержит материал для проведения интересных уроков в классах различного уровня. Будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.

Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др.

Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др.

ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Цели:
обучающая: повторить определения действий сложения и вычитания, названия компонентов этих действий, правила нахождения неизвестных компонентов; воспроизвести умения выполнять сложение и вычитание чисел;
развивающая: формировать умение правильно и четко выражать собственные мысли, грамотно формулировать математические утверждения;
воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к книгам, в частности, к учебникам, к школьному и личного имущества.
Тип урока: повторение и систематизация знаний и умений.
Оборудование: конспект «Сложение и вычитание чисел».
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
На первом уроке учебного года этому этапу целесообразно уделить должное внимание. После первого знакомства с классом учитель знакомит учащихся с особенностями изучения математики в 5 классе, требованиями к изучению предмета, критериями оценивания учебных достижений подобное.
Учитель проверяет, все ли ученики имеют нужные учебники, очерчивает их со структурой учебника и особенностями работы с учебником. Уместно провести небольшую беседу о бережном отношении к книгам в целом и, в частности, к учебникам, про аккуратное ведение тетрадей, сохранность школьного имущества и оборудования кабинета математики.

Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учитель проверяет задания на лето (если такое было задано).
III. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАНИЙ УРОКА
Учитель проводит беседу, в ходе которой приводит примеры о необходимости изучения математики, в частности, умение выполнять сложение и вычитание чисел. Содержание беседы может быть таким.

Если в темную безоблачную ночь посмотреть на небо, можно видеть множество звезд. Ближайшей к нам звездой является Солнце. Вокруг Солнца движутся 9 планет и среди них наша планета — Земля. Земля имеет форму шара, вокруг которого замкнутой кривой вращается ее спутник — Луна.
С помощью математики люди научились определять расстояние до звезд, вычислили расстояние от Земли до Луны (384 400 км), возраст Земли (4,54 млрд лет) и тому подобное. Также средствами математики можно определять высоту гор, глубину океанов, рассчитывать прочность зданий, машин и многого другого, необходимого людям.
Первыми математическими действиями, которые вы научились делать в предыдущих классах, является сложение и вычитание. Складывать и вычитать числа людям приходится ежедневно (стоимость покупки в магазине, расстояние между населенными пунктами и тому подобное).
После этого учитель может предложить учащимся привести примеры задач, для решения которых необходимо уметь выполнять сложение или вычитание чисел.
Во время ответов учащихся необходимо требовать грамотного и четкого выражения мыслей, правильной формулировки условий задач.
После обсуждения способов решения приведенных задач учи-тель объявляет тему и сообщает задачи урока.
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Фронтальная работа
На доске записаны выражения:
1) 23 + 17 = 40; 2) 356 + 123 = 479;
3) 254-65 = 189; 4) 479-312 = 167;
Задача
1) Прочитайте записи;
2) назовите компоненты действий в каждом из выражений.
Вопрос
1) правильно Ли выполнены действия в примерах 1-4?
2) Как проверить правильность выполнения сложения?
3) Как проверить правильность выполнения вычитания? Сколько
для этого существует способов?
4) Как найти х в примерах 5-7?
V. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Работа с конспектом
Конспект 7. Сложение и вычитание чисел Сложение чисел
7 + 8 = 15
слагаемое + слагаемое = сумма
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от суммы отнять известное слагаемое
Вычитание чисел 19 — 12 = 7
уменьшаемое-отрицательное = разница
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно от уменьшаемого отнять разницу
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к отрицателю добавить разницу
В зависимости от того, какой уровень знаний показали учащиеся во время актуализации опорных знаний, можно предложить ученикам или записать готовый конспект и обсудить его, или частично составлен и дополнить его, или же предоставить учащимся план
и предложить составить конспект самостоятельно.
2. Выполнение устных упражнений
1) Выполните сложение чисел: а) 58 и 9; б) 7 и 19; в) 45 и 24; г) 62 и 39.
2) Выполните вычитание: а) от 42 число 9; б) от 46 число 11;
в) от 98 число 23; г) от 107 число 48.
3) Найдите неизвестный компонент:
а) # + 30 = 45; б) 24 + а = 50; в) л: — 12 = 38; г) 40 г/ = 17.
4) Масса арбуза и дыни вместе составляет 12 кг. Масса дыни — 5 кг. Чему равна масса арбуза?
3. Выполнение письменных упражнений
1) Выполните действия и сделайте проверку:
а) 97125 + 8098; б) 94 087 + 108 040;
в) 27315-8564; г) 600100-43 507.
При выполнении этой задачи целесообразно напомнить ученикам, как правильно записывать в столбик числа, добавляя и вычитая их.
2) развяжите уравнение и выполните проверку:
а) * + 174 = 382; б) 570 + х = 630; в) 720 г/ = 280; г) £-325 = 647.
3) Решите задачу. В двенадцатиэтажном доме 195 квартир, а в пятиэтажном-на 76 квартир меньше. Сколько квартир в обоих домах вместе?
Поскольку это первый урок, целесообразно все задания выполнял ваты коллективно. Ученики после летних каникул могли забыть часть материала и не справиться с самостоятельной работой. Если же учитель решит часть задач предложить выполнить самостоятельно, не стоит ставить низкие оценки за выполнение этой работы. Однако с первых уроков особенно требовательным нужно быть относительно опрятности записей, соблюдения правил орфографического режима. Следует обращать внимание на правильность написания цифр и знаков действий.
Упражнения, рекомендуемые для выполнения в классе
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др.
Параграф
Номера заданий устно письменно устно письменно
14 11 (1-5), 12 1,4,6 2,8,9, 14,15,29

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Фронтальное опрос
1) Приведите пример на сложение чисел. Назовите слагаемые и сумму.
2) Составьте выражение, если известно, что уменьшающееся равна 72, а вычитаемое — 38. Чему равна разница?
3) Как найти неизвестный слагаемое х, если сумма двух слагаемых равна 500, а один из слагаемых — 200?
4) Как найти уменьшаемое у, если известны разница 40 и отрицатель 80?
5) Как найти вычитаемое к, если известны уменьшающееся 150 и разница 50?
Ответы учеников желательно сопровождать соответствующими записями на доске.
2. Разгадывание ребусов
Поставьте вместо звездочек такие цифры, чтобы были правильными 1*1*5 *8*5*
записи: 1) 8*6*; 2) 1*8*9.
*1592 14508 Такие задания повышают интерес к изучению математики,
способствуют развитию логического мышления учащихся и тому подобное. (Хотя
по сути они являются заданиями на решение уравнений.) Если
для разгадывания ребусов на уроке не хватит времени, можно предложить это задание на дом. Также можно предложить ученикам дома самостоятельно сложить подобные ребусы
и дать разгадать их родителям или другим членам семьи, одноклассникам, друзьям.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторите теоретический материал по конспектом 1.
2. Выполните упражнения:
1) Составьте из чисел 4 444, 688 и 5 506 все возможные суммы с двумя слагаемыми. Вычислите их значения.
2) Составьте из чисел 1 445, 2 213 и 3 600 все возможные разницы. Вычислите их значение.

[свернуть]

Похожие страницы