Математика. 5 класс. Дидактические материалы. Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др.

Книга содержит обучающие и проверочные работы. Обучающие работы нацелены на формирование важнейших умений и навыков, относящихся к арифметическому материалу курса математики 5 класса. Проверочные работы, охватывающие весь материал курса, предназначены для текущего оперативного контроля. Использование дидактических материалов позволит индивидуализировать учебный процесс на этапе отработки навыков. Книга адресована учителям математики, преподающим по учебнику «Математика. 5 класс» под редакцией Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина, школьникам и студентам педвузов.

Математика. 5 класс. Дидактические материалы. Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др.

Математика. 5 класс. Дидактические материалы. Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др.

Подвести учащихся к ответу на этот вопрос можно, предварительно обсудив вопрос: как проверить правильность равенства, например, 79-28 = 51? Наверное, ученики ответят, что при помощи добавления: 51 + 28 = 79. После этого можно сделать вывод:
4. Вычитание многозначных чисел по разрядам (в столбик)
Вычитание чисел в столбик выполняют по тому же праву, что и сложение. Поэтому можно предложить ученикам привести пример вычитания многозначных чисел и выполнить вычитание в столбик (один из учащихся у доски, остальные — в тетрадях).
5. Свойство нуля при вычитании
Учитель предлагает ученикам выполнить действия:
а) 87-0; б) 100-100; в) 100 000-0.
После этого можно предложить ученикам сделать вывод, то есть дать ответ на вопрос:
«В каком случае разница двух чисел равна уменьшаемому?», «Почему равна разница двух равных чисел?». Желательно записать эти свойства в буквенном виде.
Обсуждение этого вопроса лучше осуществить в два этапа:
а) как изменится разница, если увеличить (уменьшить) уменьшаемое? Учитель предлагает ученикам сравнить значение выражений:
150-60, 180-60 и 130-60.
Теперь можно сделать вывод в общем виде:
Если уменьшающееся увеличивают, а вычитаемое оставляют без изменений, то разница увеличивается.
Если уменьшающееся уменьшают, а вычитаемое оставляют без изменений, то разница уменьшается.
Эти утверждения можно записать в буквенном виде.
б) как изменится разница, если увеличить (уменьшить) отрицатель? Учитель предлагает ученикам сравнить значение выражений:
150-60, 150-90 и 150-40.
Теперь можно сделать вывод в общем виде:
Если вычитаемое увеличивают, а уменьшающееся оставляют без изменений, то разница уменьшается.
Если вычитаемое уменьшают, а уменьшающееся оставляют без изменений, то разница увеличивается.
Эти утверждения можно записать в буквенном виде.
1. Выполнение устных упражнений
1) Проверьте правильность равенства:
а) 128-16 = 112; б) 230-90 = 140; в) 10 000-250 = 9 750.
2) Чему равно а, если: а) 1235-а = 1235; б) 789-789 = а?
3) Как изменится разница двух чисел, если:
а) уменьшающееся увеличить на 50, а вычитаемое оставить без изменений;
б) вычитаемое увеличить на 100, а уменьшающееся оставить без изменений?
4) Не выполняя вычислений, установите, при каком значении у: 36 084; 14 983; 28 070 значение выражения в-10 088 будет:
а) самым большим; б) самым маленьким.
5) Не выполняя вычислений, установите, при каком значении х: 19 528; 9795; 25 973 значение выражения 39 483 — х будет:
а) самым большим; б) самым маленьким.
2. Выполнение письменных упражнений
1) Найдите значение разности: а) 36158-29 325; б) 13 782-12 939;
в) 36 754-9638; г) 9 033 534 276-24 443 367.
2) Выполните вычитание и сделайте проверку в случае а) добавлением, в случае б) — вычитанием:
а) 2 666 990 000-89 607 787; б) 4 010 001100-667 450 575.
3) На сколько: а) число 42 001 больше число 40 689; б) число 2092 меньше числа 21 067?
4) Вычислите значение выражения:
а) 143 087-а, если а равно: 138 594; 14 909; 4 390; 143 087.
Предложенные упражнения направлены на достижение понимания
понятие вычитания, формирование умения выполнять вычитание многозначных чисел. Приведенные упражнения целесообразно выполнять коллективно. Желательно требовать от учеников обоснования ответов.
Упражнения, рекомендуемые для выполнения в классе
Фронтальная опрос
Учитель предлагает ученикам задания:
Воспользовавшись конспектом, ответьте на вопросы, которые обсуждали на уроке.
При этом важно требовать от учащихся как словесное формулирование выводов, так и буквенный запись.
1. Повторите теоретический материал по соответствующим параграфом учебника или за конспектом.
2. Выполните упражнения.
1) Выполните вычитание: а) 73 527-55192; б) 25 639-24 482;
в) 12 834-6185; г) 807 003 327-658 244 538.
2) На сколько: а) число 54 020 больше число 50 775; б) число 3065 меньше числа 10 199?
3) Не выполняя вычислений, сравните значения выражений:
а) 2025-980 и 2011-980; б) 35 400-900 и 35100-900;
в) 8550-990 и 8550-900; г) 15 001-850 и 15 001-950.
4) * Найдите разницу: а) 54 м 24 см — 38 м 12 см;
б) 18 дм 35 см — 9 дм 79 см; в) 6 ч 18 мин — 4 ч 42 мин.

[свернуть]

Похожие страницы