Методика обучения математике в начальной школе

Пособие раскрывает методику ознакомления учащихся с понятием «текстовая задача» в разных системах обучения, а также организацию творческой деятельности по формированию умения самостоятельно решать текстовые задачи на основе моделирования. Знакомит с теоретическими основами формирования вычислительных умений и навыков, показывает, как организовать повторение при ознакомлении детей с новым вычислительным приемом.  Пособие может быть полезно в преемственном плане воспитателям дошкольных учреждений и учителям математики 5-7 классов.

Методика обучения математике в начальной школе

Методика обучения математике в начальной школе

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Введение 5
Глава 1. Методика формирования вычислительных навыков у учащихся начальных классов 7
Характеристика вычислительных навыков 7
Формирование вычислительных навыков на основе организации повторения 13
Анализ качества устных вычислительных навыков учащихся начальных классов 22
Карточки диагностики и профилактики ошибок в вычислениях 25
Глава 2. Методика решения текстовых задач S3
Ознакомление с понятием «задача» 53
Различные подходы к введению понятия «задача» 53
Понятие «задача» в системе Л.В. Занкова 60
Понятие «задача» в учебнике Н.Б. Истоминой 68
Простые задачи на сложение и вычитание 74
Задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания 74
Задачи, раскрывающие связь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания 78
Задачи, раскрывающие понятие разности 82
Простые задачи на умножение и деление 90
Задачи, раскрывающие конкретный смысл действий умножения и деления 91
Задачи, раскрывающие понятие кратного отношения 97
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме 102
Задачи, раскрывающие связь между компонентами и результатами действий умножения и деления 104
Ознакомление учащихся с составной задачей 105
Формирование общего умения решать составные текстовые задачи 114
Восприятие и первичный анализ задачи 115
Моделирование ситуации, описанной в задаче 120
Поиск решения задачи и составление его плана 130
Различные формы записи решения задачи 148
Проверка решения задачи 149
Запись ответа задачи 156
Методика работы над нестандартными задачами 157
Решение задач с помощью уравнений 168
Методика работы над задачами с пропорциональными величинами 172
Виды дополнительной работы с решенной задачей 188
Литература 190

Математика в продуктовом магазине
Продуктовый магазин — один из лучших примеров места, где умение пользоваться математикой используется для работы в «реальном мире».»Это прекрасное место для практики измерения и оценки, а также для изучения объема и количества и их взаимосвязи с размерами и формами контейнеров-геометрией!
Составление списка покупок продуктов может быть как приятным, так и возможностью укрепить чувство числа маленьких детей.
Что вам нужно

* Список продуктовых товаров
* Цветные фотографии продуктовых товаров, вырезанных из журналы, каталоги или рекламные листовки (например, выберите фотографии различных видов овощей, фруктов, контейнеров с молоком или
сок, консервные банки супа, коробки хлопьев и
крекеры, буханки хлеба) * индексные карточки (или карточки аналогичного размера, вырезанные из
плотная бумага)
* Клей-палочка
* Маленькая коробка (достаточно большая, чтобы держать карты)
* Соберите вместе набор картинок с едой и помогите ребенку вставить каждую картинку на карточку. Затем попросите вашего ребенка посидеть с вами, пока вы составляете список покупок в магазине. Прочитайте ей список вслух, пункт за пунктом, говоря, например: «нам нужно купить молоко. Найдите картинку с молоком.- Когда ребенок найдет фотографию, пусть положит ее в коробку. Продолжайте просматривать список, попросив ее найти фотографии таких вещей, как яблоки, картофель, хлеб, суп и сок.
* Когда вы закончите, попросите ребенка сказать вам, сколько вещей вам нужно купить, а затем помогите ему сосчитать фотографии в коробке.
* Попросите ребенка поместить все изображения овощей в одну группу, а затем все изображения фруктов в другую группу. (Вы можете продолжить с предметами, которые находятся в банках, предметами, которые находятся в коробках и так далее.)
* Укажите на одну группу картинок, например на фрукты. Помогите ей посчитать количество картинок в этой группе. Пусть она сделает то же самое для других групп.
Используйте рекламные листовки или газетные объявления, чтобы помочь вашему ребенку идентифицировать, классифицировать и подсчитывать предметы. Спросите, например: «сколько здесь банок супа?-А какие овощи ты видишь?- и так далее. 
Продуктовые магазины предоставляют детям возможность применить целый ряд математических навыков, включая сбор данных и оценку.
Что вам нужно
* Карандаш и бумага
* Калькулятор
Что же делать
* Чтобы помочь вашему ребенку научиться собирать данные, привлеките его к составлению списка покупок для особого случая, например, на день рождения. Когда вы обсуждаете, что вам нужно купить, напишите список продуктовых товаров. Затем просмотрите список вместе с ребенком и попросите его сделать проверку
отметьте рядом с каждым элементом, который вы называете. Если вам нужно больше одного предмета, например коробки мороженого, скажите ему, сколько чеков нужно сделать рядом с этим предметом. Просмотрите список вместе с ним и попросите его сказать вам, какие предметы—и сколько из них—вам нужно купить.
* Попросите ребенка выбрать то, что он хочет на ужин—торт, салат, тако. Попросите его проверить, какие ингредиенты у вас уже есть, а затем попросите его помочь вам составить список покупок. В продуктовом магазине пусть он найдет каждый пункт в списке. Помогите ему сравнить 
цены на разные бренды одних и тех же товаров (например, коробки с тортом), чтобы увидеть, какие товары являются лучшими покупками.
* Задайте своему ребенку такие вопросы, как: «что дешевле, эта упаковка из двух помидоров за $ 1,50 или три таких помидора по 60 центов каждый?- Пусть он оценит, а потом проверит свой ответ с помощью калькулятора.
Использование объявленных цен в газете или листовке для оценки стоимости товаров в списке покупок может помочь детям отточить свои умственные математические и оценочные способности.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.