Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Белошистая А.В.

Курс лекций написан в соответствии с программой «Методика преподавания математики» для педагогических специальностей педвузов и педуниверситетов. Пособие не только ознакомит студентов с конкретными примерами обучения младших школьников математике, но и расширит педагогический и математический кругозор будущего учителя. В пособии рассмотрены методические вопросы организации личностно-ориентированного подхода к обучению математике (коррекционное обучение и работа со способными детьми), методы организации учебной деятельности на уроках математики, вопросы развития математического мышления младших школьников.

Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Белошистая А.В.

Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Белошистая А.В.

Оглавление
Глава 1. Общие вопросы методики преподавания математики ^5
Лекция 1.
Организация математического развития ребенка как способ реализации «Концепции непрерывного образования в системе дошкольного и начального образования» 5
Лекция 2.
Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе 12
Лекция 3.
Традиционная и альтернативные системы обучения математике младших школьников 24
Лекция 4.
Психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников 43
Глава 2. Изучение чисел в начальной школе 48
Лекция 5.
Понятие числа и числа первого десятка 48
Лекция 6.
Разряды числа 57
Глава 3. Изучение арифметических действий в начальной школе 80
Лекция 7.
Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первого и второго десятка 80
Лекция 8.
Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой сотни 101
Лекция 9.
Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой тысячи и многозначных чисел 128
Лекция 10.
Умножение 138
Лекция 11.
Деление 150
Лекция 12.
Особые случаи умножения и деления 155
Лекция 13.
Письменное умножение и деление 174
Лекция 14.
Приемы рациональных вычислений в начальных классах 187
Глава 4. Изучение величин в начальной школе 193
Лекция 15.
Основные величины, изучаемые в начальной школе 193
Глава 5. Геометрический материал в программе начальных классов 215
Лекция 16.
Элементы геометрии в начальной школе 215
Глава 6. Алгебраический материал в программе начальных классов 241
Лекция 17.
Элементы алгебры в начальной школе 241
Глава 7. Доли и дроби в курсе математики начальных классов 256
Лекция 18.
Система изучения дробей в начальной школе 256
Глава 8. Решение задач в начальной школе 266
Лекция 19.
Обучение младших школьников решению задач 266
Лекция 20.
Методика обучения решению задач 285
Лекция 21.
Использование приема моделирования при обучении решению задач 305
Глава 9. Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе 358
Лекция 22.
Подготовка учителя к уроку математики в начальных классах 358
Глава 10. Личностно-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе 401
Лекция 23.
Индивидуализация обучения математике как средство развития личности учащегося начальных классов 401
Литература 454

Познакомить детей с геометрическими принципами может быть так же просто, как помочь им распознать, как различные формы используются в общих условиях.
Что же делать
* В магазине задавайте ребенку вопросы, чтобы сосредоточить его внимание на фигурах, которые вы видите. Попросите ее найти, например, предметы с кругами или треугольниками на них или коробки, которые имеют форму куба или прямоугольного твердого тела.
* Когда вы ходите по магазинам, обратите внимание на формы продуктов—рулоны бумажных полотенец, необычной формы бутылки, коробки печенья в форме домов. Поговорите с вашим ребенком о формах. Спросите ее, почему она думает, что продукты, такие как бумажные полотенца и пакеты салфеток, бывают разных форм.
Пусть она заметит, какие формы складываются легко. Попробуйте найти стопку продуктов, которая выглядит как пирамида.
* Спросите вашего ребенка, почему формы продуктов и упаковок важны для владельцев магазинов. (Некоторые формы складываются легче, чем другие, и могут сэкономить место.)
Перед походами по магазинам просмотрите различные формы с детьми, указывая на них в предметах по всему дому. Предложите им использовать правильное название для каждой фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, цилиндр и так далее.
Клип и сохранение классов 1-2
Купоны могут быть использованы, чтобы помочь детям узнать ценность денег, а также позволить им показать свои навыки сложения и вычитания.
Что вам нужно
* Купоны продуктового магазина
* Карандаш и бумага 

* Покажите ребенку купон продуктового магазина на продукт, который он любит есть, и попросите его отсчитать монеты, чтобы показать, сколько денег купон экономит на продукте. Дайте вашему ребенку все монеты и бросьте ему вызов, чтобы выяснить, сколько различных комбинаций монет он может сделать в общей сложности 30 центов.
* Спросите вашего ребенка, сколько денег вы можете сэкономить с помощью двух или трех 20-центовых купонов. Покажите ему другие купоны и спросите, сколько денег можно сэкономить на каждом из них. Пусть он запишет суммы, а затем добавит их, чтобы показать, сколько можно было бы сэкономить, если бы все купоны были использованы.
Помогите детям почувствовать, что они являются частью семейного бюджета, поощряя их искать в газетах и листовках купоны на предметы, которые использует семья. Попросите их искать купоны для предметов, которые они хотят купить с помощью пособия или денег на день рождения. 
Классы 3-4
Покупка продуктов дает детям возможность повысить свои навыки оценки и измерения, выбирая и взвешивая фрукты и овощи.
Что вам нужно * продуктовые весы
Что же делать
* В продуктовом отделе магазина объясните ребенку, что то, что вы платите за фрукты и овощи, в значительной степени зависит от количества, которое вы покупаете, и от того, сколько он весит,—что продукты обычно продаются за определенную сумму за фунт. Скажите ей, что фунты делятся на меньшие части, называемые унциями, и требуется 16 унций, чтобы сделать один фунт. Покажите ей весы, которые используются для взвешивания продуктов.
* Соберите продукты, которые вы хотите купить, и попросите вашего ребенка взвесить несколько предметов. Затем попросите ее оценить вес другого предмета, прежде чем она его взвесит. Если вам нужен один фунт яблок, попросите ее положить несколько яблок на весы, а затем оценить, сколько яблок ей придется добавить или убрать, чтобы сделать один фунт.
* Пусть ваш ребенок выберет два фрукта, например апельсины. Пусть она возьмет по одной штуке в каждую руку и угадает, какая из них весит больше. Затем пусть она воспользуется шкалой, чтобы проверить, права ли она.
* Задайте ребенку следующие вопросы, чтобы побудить его задуматься об измерении и оценке:
—Шесть картофелин будут весить больше или меньше шести апельсинов?
—У кого больше картошки, у фунта больших или у фунта маленьких? 
—Сколько стоит картофель за каждый фунт? Если они стоят 10 центов за фунт, то какова общая стоимость шести картофелин?
*Если ваш ребенок знает метрическую систему (а Весы имеют метрический диапазон), попросите его взвесить предметы в граммах и килограммах. Попросите ее выяснить следующее:
—Как килограмм сравнивается с фунтом.
—Сколько граммов весит яблоко.
—Сколько килограммов (или килограммов плюс грамм) весит мешок картошки.
—А где больше яблок, в одном фунте или килограмме?

Во многих школах дети изучают метрическую систему метров, граммов и литров, а также более привычную систему футов, унций и галлонов. Практика измерения в обоих направлениях помогает детям изучать обе системы.
—Что весит больше, один фунт яблок или один килограмм яблок?

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.