Как научить детей решать задачи. Лавриненко Т.А.

Данное пособие является методическим руководством для учителей начальных классов по изучению всех видов задач в начальной школе. В нём предлагается совершенно новая методика работы над простыми задачами в 1-м классе, а также раскрывается суть многих видов работ над задачами, которые давно известны, но мало используются учителями. В пособии подробно показана работа над задачами в начальных классах, приведены конкретные примеры и фрагменты уроков.

Как научить детей решать задачи. Лавриненко Т.А.

Как научить детей решать задачи. Лавриненко Т.А.

СОДЕРЖАНИЕ
I. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ 3
1. Подготовительная работа 3
2. Формирование представления о задаче 6
3. Непосредственное решение задач с выделением отдельных частей задачи и с записью решения 8
4. Виды работ над простыми задачами 9
II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ В 1-м КЛАССЕ 10
1. Подготовительная работа 12
2. Введение понятия «составная задача» 12
3. Обучение решению задач путём составления выражения 14
4. Использование чертежей и блок-схем при решении составных задач 15
5. Приёмы, способствующие формированию умения решать составные задачи 16
III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ НА УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ 20
1. Подготовительная работа 20
2. Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления 21
3. Задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз 22
4. Задачи на кратное сравнение чисел 24
IV. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ НА ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕЛИЧИН 25
1. Задачи, раскрывающие взаимосвязь между величинами 25
2. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального . 26
3. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений 28
4. Задачи на пропорциональное деление 29
5. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям 30
6. Задачи на движение 32
7. Задачи на совместную работу 34
V. ВИДЫ РАБОТ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ ПО РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ 37
1. Работа над задачами с лишними данными 37
2. Работа над задачами с недостающими данными 37
3. Решение задач с неопределёнными данными 38
4. Решение задач с буквенными данными 39
5. Решение задач с помощью блок-схем и чертежей 40
6. Составление задач 40
7. Моделирование задач 42
8. Работа с текстом задачи 44
9. Работа с обратными задачами 47
10. Решение задач различными способами 48
11. Работа по классификации задач 49
12. Решение логических задач 51
13. Решение задач повышенной сложности 52
VI. ЗАДАЧИ НА ДОЛИ И ДРОБИ 55
1. Задачи на нахождение доли от числа (дроби от числа) 55
2. Задачи на нахождение числа по доле (по дроби) 57
VII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРАВНЕНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ . 59

Автомобиль с квадратными колёсами — вот ведь нелепица! Колёса всегда делают круглыми, иначе по ровной дороге такой автомобиль будет прыгать, как по кочкам.
А если дорога неровная? Тогда картина ме¬няется. Можно построить дорогу так, чтобы она опускалась в тех местах, где на колёсах выступы, и поднималась там, где на колёсах выемки. По такой дороге как раз машина с квадратными ко¬лёсами будет ехать ровно.
Правда, если на колёсах выступы и выемки попадают в разные места дороги или имеют разные размеры, то никакая особая дорога не поможет. Автомобиль будет прыгать всё равно.
А круглые колёса на плоской дороге едут без прыжков, как их ни поставь. Даже если колёса отличаются размерами — всё равно машина едет ровно.
Подчеркни правильные ответы на вопросы:
Будет ли прыгать машина на любой дороге, если на ней поставить круглые колёса, но укрепить их на оси не в центре колеса, а ближе к одному краю? -Да.
— Нет.
Почему плохо, когда машина прыгает на дороге?
— Это некрасиво.
— Это неудобно.
— Это не разрешено правилами дорожного движения.
Образуй и запиши от глаголов однокоренные имена прилагательные женского рода.
Расстояние между домиками двух мышек 1000 шагов. Мышки бегут навстречу друг другу. Первая мышка про¬бежала 750 шагов, пока не встретила вторую мышку. Во сколько раз путь первэй мышки был длиннее пути второй мышки?
Решение
Проверь, правильно ли расшифровали слово слева. Выполни деление, и расшифруй слово справа.
Человечек на верхней дорожке хочет пробежать расстояния до дерева. Флажком отмечен конец его пути.
Человечек на нижней дорожке хочет пробежать расстояния до дерева. Поставь флажок в конце его пути.

Магнитные поезда.
Ты, конечно, знаешь, что магнит притягивает железку или другой магнит. Но если этот магнит повернуть другой стороной, то он будет отталки¬ваться от другого магнита.
Если сделать магнитную дорогу и магнитный поезд, то они тоже будут отталкиваться друг от друга. Такой поезд может висеть над дорогой, не касаясь её, и любой ребёнок одним пальчиком сможет заставить этот поезд двигаться.
Магнитным поездам совсем не нужны колёса, ведь они дороги не касаются. Они летят над маг¬нитной дорогой с такой скоростью, что обычные железнодорожные колёса просто разлетелись бы на мелкие кусочки, если бы им пришлось вращаться так быстро.
Всем хороша магнитная железная дорога. Кроме цены. И дорога, и поезда для неё стоят так дорого, что даже самые богатые страны не могут заменить этими поездами обычные поезда.
Но учёные надеются, что со временем им удастся сделать такие поезда дешёвыми. И работают над этим.
Подчеркни правильные ответы на вопросы:
Магнитный поезд над дорогой ….
— Скачет.
— Летит.
— Проползает.
Что может оттолкнуться от магнита?
— Кусок дерева.
— Кусок железа.
— Другой магнит.
Прочитай стихотворение. Расставь, где необходимо, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтенья и наук. Вот стрекозы мушки мошки Пчелы осы и шмели Муравьи сверчки козявки На урок к Жуку пришли.
(К. Льдов)
Запиши данные словосочетания в указанном падеже.
Глубокое озеро — (Д. п.)
Гоночная машина — (Р. п.)
Высокая ель — (Т. п.)
Лёгкий ветерок — (В. П.)
Спелое яблоко — (Р. п.)
Храбрый человек — (П. п.)

Ворона нашла коробку с конфетами. Она утащила на 12 конфет больше, чем осталось. Сколько конфет было в коробке сначала, если осталось 3?
Если все числа в примере умножить или разделить на одно и то же число, то мы снова получим правильный пример.

Проверь, правильно ли проведена цепочка стрелок от наименьшей величины к наибольшей. Построй в таком же порядке цепочку стрелок справа.

В числовом боулинге число на шаре должно быть средним числом между числами на двух соседних шарах. Напиши на шаре число, в соответствии с правилами числового боулинга.
Воздушная подушка.

Если ты окажешься в струе воздуха от вращающегося вентилятора, то почувствуешь, что воздух на тебя немножко давит. Более сильный вентилятор может создать такую струю, что давление будет очень сильным. Если та¬кую струю направить вниз, то аппарат может приподняться над землёй и повиснуть, покачиваясь, будто на мягкой подушке. После этого можно другим винтом разогнать аппарат и заставить его двигаться, куда нужно. Инженеры называют такой аппарат кораблём на воздушной подушке, хотя это довольно странный корабль — он не плывёт по воде, а летит над ней. Он может лететь и над болотом, и над песчаным берегом. Лишь бы поверхность, над которой летит такой корабль, была плоской, без столбов и торчащих деревьев.
Подчеркни правильный ответ на вопрос:
Над чем не может двигаться корабль на воздушной подушке?
— Над замёрзшей рекой.
— Над песчаным берегом.
— Над высоким лесом.
Прочитай отрывок из стихотворения. Укажи падеж имён прилагательных.
Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин)
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова с непроизносимой согласной, во второй — со звонкой или глухой согласной в корне слова.
Низкий, яростный, свистнул, повозка, тростник, местность, сладкий, соседка, близкий, счастливый, бумажка, грустный. Тетрадка, редкость, площадка, честный, лавка, глазки, травка, грядка, пирожки, окрестность, находка, завистливый, флажки.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.