36 занятий для будущих отличников. 4 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

В данном пособии представлены материалы к тематическим коррекционно-развивающим занятиям с второклассниками курса «РПС» («Развитие познавательных способностей») для массовой школы. Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге — достижению хороших результатов в учёбе.

36 занятий для будущих отличников. 4 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

36 занятий для будущих отличников. 4 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

ЗАНЯТИЕ 2

МОЯ СЕМЬЯ

Цель: уточнить представления детей о российской се­мье; развивать внимание, быстроту реакции, мышление, в том числе нестандартное, воображение, смысловую и зрительную память, речь; воспитывать любовь к своей семье.

Оборудование: у учащихся — спички, цветные карандаши.

Тема сегодняшнего занятия — «Моя семья».

Что такое семья? Это обычно небольшая группа людей, в которой главные члены состоят в браке, являются друг другу родственниками по крови или по документам. Чле­ны семьи ведут общее хозяйство, делят между собой обя­занности, вместе проводят свободное время, родители растят и воспитывают детей. Члены семьи любят и ува­жают друг друга.

Современная российская семья чаще всего состоит из родителей и одного-двух детей.

Чтобы полнее представить картину семьи, проведём разминку. Просьба отвечать как можно быстрее.

Разминка.

Какое чувство объединяет членов семьи? (Любовь.)

Любимая игра всех дочек. (Дочки-матери.)

Какой болезнью болеет вся семья? (Грипп.)

Что есть у всех, кроме бомжей? (Дом.)

Маленький, в доме живёт, Кузькой зовут. (Домовой.)

По бокам коробки кругленькие кнопки,

Тут же рядом, в уголке — ручка с трубкой на шнур­ке. (Телефон.)

Чтоб тебя я повёз, мне не нужен — овёс. Накорми меня бензином, на копытца дай резины, и тогда, под­нявши пыль, побежит … (автомобиль).

Закипит, исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит, Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.) S Он есть в домах почти у всех, он маленький, но умный. Он нам покажет всё про всех, хотя бывает шумный. (Телевизор.) S Каким эффективным средством пользуются дети, чтобы добиться у родителей желаемого? (Слезами.) S Мальчик, которого даже родители звали «дядей»?

(Дядя Фёдор.)  Мамина мама, папина мама. (Бабушка.) S Мамин папа, папин папа. (Дедушка.) S Семья носит одну … (фамилию). S Назовите четвероногих членов семьи. (Кошки, собаки.)

О семье сложено много пословиц.

Задание 1. «Восстанови пословицу». Восстановите по­словицы, в которых перепутались слова.

  1. В, НА, И, ЧТО, ЛАД, КЛАД, СЕМЬЕ, КОЛИ. (На что и клад, коли в семье лад.)
  2. НА, И, ТАК, ВСЯ, ДУША, СЕМЬЯ, МЕСТЕ, ВМЕСТЕ. (Вся семья вместе, так и душа на месте.)
  3. ТОШНО, СКУЧНО, А, ВМЕСТЕ, ВРОЗЬ. (Вместе тошно, а врозь скучно.)
  4. И, ТАК, ДА, НЕТ, ГОРЯ, СОВЕТ, ЛЮБОВЬ. (Любовь да совет — так и горя нет.)

Объясните смысл этих пословиц.

Главным делом семьи всегда считалось воспитание детей. Каждому ребёнку в семье нужна забота, внимание, любовь и ласка родителей. Поэтому родители стараются больше времени проводить с детьми: играют с ними, хо­дят в цирк, в театр, организуют походы на природу, ез­дят на рыбалку, устраивают семейные праздники, вместе делают уборку в квартире, сообща трудятся на даче…

Задание 2. «Запоминаем пары слов». Прочитайте пары слов на тему «Моя семья», постарайтесь их запомнить, связывая слова в паре между собой по смыслу или пред­ставляя кадры диафильма, на котором появляются эти слова или предметы, которые данные слова обозначают. Затем закройте пары. Ниже вставьте недостающие слова.

Мама — 8 Марта;

озеро — пикник;

друг — телевизор;

дедушка — рыбалка;

бабушка — сказки;

дети — игры;

дача — урожай;

день рождения — подарок;

Новый год — ёлка;

родительское собрание — школа.

Когда мы говорим «семья», то представляем себе преж­де всего дом или квартиру — «гнёздышко» членов семьи.

Задание 3. «Работаем со спичками». Посмотрите вни­мательно в течение 10 секунд на изображение домика. Закройте. Выложите то же самое из спичек на парте. Помните, что спичечные головки должны смотреть в ту же сторону, что и на рисунке.

Чаще всего главой в семье бывают мама, папа или бабушка. А кто считается главой в вашей семье?

Задание 4. «Даём характеристику». Дайте характери­стику главе вашей семьи, используя только имена прила­гательные.

Пример:

БАБУШКА (какая?) добрая, строгая, ласковая, заботли­вая, справедливая, мудрая, щедрая, весёлая, общительная, приветливая, гостеприимная, трудолюбивая и так далее.

Знаете ли вы, какой праздник в народе называют се­мейным?

Задание 5. «Расшифруй фразу». Расшифруйте назва­ние семейного праздника. Для этого из каждой строки выпишите только те буквы, которые не повторяются в данной строке:

н

и

О

В

И

Ы

И

и

т

А

А

Г

О

Т

Д

А

 

Ответ: Новый год.

Этот праздник считается семейным, потому что его при­нято праздновать всей семьёй. Родственники собираются за общим столом и встречают Новый год, дарят друг другу подарки, высказывают пожелания. Даже детям 31 декабря разрешается не ложиться спать до наступления Нового года.

А какие семейные праздники существуют в ваших се­мьях? (Дни рождения членов семьи, свадьбы, проводы, в армию, день бракосочетания родителей и так далее.)

В каждой семье порой случаются и маленькие или большие неприятности.

Задание 6. «Догадайся!». Подумайте, почему могло произойти то или иное происшествие. Назовите как мож­но больше причин для каждой ситуации.

Пример.

СИТУАЦИЯ: бабушка приехала в гости и застала всех членов семьи лежащими в постелях. Что могло произойти?

а) все болеют гриппом; б) семья устроила тихий час; в) семья только что вернулась из похода, очень устали ноги, поэтому было решено дать ногам отдохнуть.

СИТУАЦИИ:

  1. Подойдя к своему дому, семья увидела, что все окна распахнуты настежь.
  2. Вся семья бродит по лесу.
  3. Неожиданно из детской раздались непонятные, по­хожие на звериные, звуки.
  4. Вся комната усыпана осколками.

Задание 7. «Мы — художники!». Нарисуйте свою семью в полном составе и расскажите о ней.

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

[свернуть]

Похожие страницы