Описание картины Юона «Осень. Вид с балкона»

«Осень. Вид с балкона» Константина Юона-одна из тех работ, которая сохраняет для будущих поколений то настроение, которое их вдохновляло. Написанная в 1910-е годы, когда мир загородных усадеб, старых дач и вишневых садов был в полном отступлении перед железным маршем прогресса, проникновенная осенняя композиция Юона звучит ностальгическими нотами угасающего образа жизни.
Как и большинство деревенских пейзажей Юона того времени, он, скорее всего, был написан в Лигачево, большом подмосковном поселке, где, окончательно решив, что красота русской глубинки-самое дорогое для него, Юон купил в 1908 году небольшой участок земли и построил себе мастерскую-дом, который постепенно расширил. Художник намеренно решил построить свой дом на краю деревни, где он мог бы лучше общаться как с людьми, так и с природой. Обнаружив, что купленная им земля не подходит для выращивания фруктов и овощей, художник решил отдать весь участок молодым деревьям, которые он пересадил из соседнего леса.
Студия в Лигачево стала любимым пристанищем художника. Она предлагала ему постоянное общение с природой и условия, необходимые для передачи свежих впечатлений на холст. Осень — именно такой живой фрагмент существования, казалось бы, мелькнувший случайно.
Композиция, намеренно свернутая и построенная с замечательной простотой, проникнута глубоким лиризмом, свойственным лучшим русским осенним пейзажам. Единство природы и человеческого жилища, гармонично сосуществующего и трактуемого Юоном как органическое целое, передается с помощью лаконичных художественных средств без претензий на эффект. Чистые, локализованные цвета и интонационное богатство текстуры поверхности играют главную роль в искусстве Юона. Он добавляет картине декоративности, сглаживая ее пространство, превращая фон в сплошной разноцветный ковер из опавших листьев.

«Осень. Вид с балкона» был одним из самых любимых произведений художника, и он долго висел в передней комнате его дома в Москве, где его можно увидеть на фотографии, опубликованной в монографии 1982 года о художнике. Позднее произведение вошло в сборник Владимира Максимова, главного редактора журнала «Континент», известного эмигрантского издания «витий христианский и либеральный уклон», издававшегося в Париже с 1970-х по 1990-е годы.

Книжные интернет-магазины предлагают купить.