Описание картины «Школа в Каире» Константина Маковского

Тема Востока занимает важное место в творчестве Константина Маковского. В 1870-е годы выдающийся русский художник часто бывал в Северной Африке, посещал Египет, где ему открывался новый мир, незнакомый и завораживающий. Его впечатления от этих поездок привели его к созданию целой серии картин на этнографические темы-яркие и декоративные в том, как они были написаны — над которыми он работал в своей студии в Париже. Востоковедное направление было чрезвычайно популярно во французском искусстве того времени, добавляя экзотику и пикантность академической живописи, и талантливый Маковский мог оценить новые перспективы, открывающиеся в трактовке такого рода сюжетов. Он стал одним из многих художников в России, чтобы пойти по пути изучения ориентализма в последней трети 19-го века. Наиболее значимой его работой в этом направлении является передача Священного ковра в Каире, написанного для наследника российского престола Александра Александровича (Государственный Русский музей). Помимо основных полотен, на которых он изображал сцены повседневной жизни и обычаи Востока, он создал большое количество работ из жизни: рисунки, эскизы, пейзажные этюды, портреты и эскизные композиции.
Школа в Каире — одно из самых известных полотен Константина Маковского, изображающее сцены учебы, навеянные впечатлениями от его путешествий по Северной Африке. Согласно отчету Ф. Булгакова за 1892 год, «Школа в Каире» — одна из двух работ, написанных художником в это время и находившихся в собрании известного русского промышленника Павла Демидова, князя Сан-Донато (в Булгаковском списке № 192). Второй (№ 130) был с Goupil et cie в Париже. Известно также, что в 1897 году на персональной выставке профессора К. Е. Маковского при Обществе поощрения художеств, в Петербурге, была выставлена живописная школа (№68 в каталоге). Нынешний лот — одна из очень немногих работ художника на эту тему, оставшихся в частных руках.
В разделе рисунков Государственного Русского музея есть акварель 1873 года под названием «Детская школа в Каире», которая, возможно, послужила исследованием для настоящего лота, а в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте есть незаконченное крупномасштабное полотно (115 на 90 см) на ту же тему.
Предлагаемая здесь картина имеет сложную композиционную структуру. Фигуры изображены на двух уровнях: в верхней и нижней палате помещения, на переднем плане и в более глубокой перспективе, поскольку комнаты открыты для просмотра; яркие «ковровые» цвета усиливают восточную атмосферу; вызывающие воспоминания позы и выражения лиц арабских мальчиков переданы точно и убедительно. Все это свидетельствует не только о мастерстве Константина Маковского как художника, но и о его большом знакомстве с повседневной жизнью восточной страны, обычаи и традиции которой он уважал.

Предложения интернет-магазинов.