Описание картины «Пенелопа» Александра Яковлева

«Пенелопу» Александра Яковлева можно без преувеличения назвать одной из самых значительных мифологических композиций художника 1920-х гг. В этой картине Яковлев синтезирует образы старых мастеров с достижениями самых последних достижений искусства, прежде всего кубизма и метафизической живописи. Он берет классическую тему из древней мифологии и создает новый тип картины, используя форму выразительно и цвет с большим эффектом. Его героиня-Пенелопа, супруга легендарного Одиссея и идеал женского благородства и верности. В течение двадцати лет странствий Одиссея, когда его считали мертвым, она изо всех сил старалась не отвечать на предложения руки и сердца представителей влиятельных местных семей. Поначалу Пенелопа обещала выбрать нового мужа, как только закончит ткать саван для своего тестя Лаэрта, как это было принято, чтобы после его смерти у него были достойные похороны. Ночью, однако, Пенелопа расплетет то, что ей удалось соткать днем. После того как служанка раскрыла этот обман, ее женихи заставили Пенелопу закончить работу. Затем, по совету Афины, спустившейся с Олимпа в образе странника, Пенелопа объявила, что выйдет замуж за поклонника, победившего в состязании по стрельбе из лука, используя лук Одиссея, геркулесово оружие, которое, как она надеялась, никто не сможет даже натянуть. В решающий день состязания Одиссей явился и отдал дань беспокойным женихам своей жены.
Стремясь передать лиризм гомеровских образов и их эпическое качество, Яковлев строит свое монументальное полотно на контрастах между женскими фигурами (Пенелопа и Афина) и мужскими (собравшиеся женихи), но и темными красками на переднем плане на ярко освещенном фоне. Особый резонанс вызывает пристальное внимание к деталям в изделиях, используемых для плетения, метафора в изображениях, отношение женщин к друг другу и, главным образом, вид за пределами комнаты, который придает композиции эффект прорыва в бесконечное пространство за пределами картины:  напоминают Прядильщиков Диего Веласкеса, которыми Яковлев восхищался в Прадо, путешествуя по Испании. Обращение к воображаемой греческой архитектуре, видимой на расстоянии, поверхностно, однако, и реалистическое и точное изображение предметов и форм контрастирует со статной атмосферой окружения. Это создает эффект отчуждения и нереальности, который больше напоминает тенденции в искусстве 1920-х годов, чем художественные приемы мастеров XVII века.

Предложения интернет-магазинов.