Описание картины «Искушение Святого Иеронима»

Семирадский включил «Искушение Святого Иеронима» в список своих главных произведений, что свидетельствует о том значении, которое сам художник придавал этой картине. Искушение Святого Иеронима было написано в год бурного творчества Семирадского: именно в 1886 году он также работал над потолком Авроры для дома Юрия Нечаева-Мальцева в Санкт-Петербурге и завершил Христа в доме Марфы и Марии (Государственный Русский музей). Он также начал работу над картиной Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (Государственный Русский музей) в это время.
Искушение Святого Иеронима часто упоминается и воспроизводится в письменных источниках, а также демонстрировалось на выставках при жизни Семирадского. В частности, эта картина была выставлена в 1889 году на его персональной выставке в залах Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге одновременно с Фрвне на празднике Посейдона в Элевсине (несомненно, главная особенность выставки), перед купанием, у фонтана и по примеру богов. Существует акварельное исследование для этой картины, озаглавленное «женщина, играющая на лютне» (1886 год, Национальный музей, Варшава).
Группа вакханок в центре картины, энергично танцующих под бубен, использовалась позже, с вариациями, в ряде работ Семирадского, в частности в картинах «суд Парижа» (1892, Национальный музей, Варшава) и «римские танцы» (1897, местонахождение неизвестно).
Одна из несомненных составляющих успеха Семирадского-эротическое мерцание, бросаемое на многие его произведения, — присутствует в искушении Святого Иеронима, Семирадский виртуозно находит баланс между христианскими ценностями и радостями чувств, эротическим возбуждением и языческим культом обнаженного тела.
Есть также изобретательность, очевидная в искушении Святого Иеронима, которое присуще тому, как Семирадский обращается со своими композициями. Полотно узкое, но мощно вытянутое в ширину, что позволяет художнику изобразить фигуру Иеронима во время молитвы и многочисленные фигуры в его видении-полуобнаженных Дев в их неистовом танце и тени языческих философов и писателей. С темных валунов халкидской пустыни мы перенесемся на римские форы, залитые солнечным светом. Драматизм композиции картины проистекает из контраста между темной и светлой частями картины, ее холодными и теплыми тонами.
Святой Иероним (ок. 341-420) известен тем, что переводил книги Ветхого Завета на латынь. Он происходил из знатной римской семьи в Далмации и после крещения в 375 году отправился в пустыню Халкида, чтобы вести жизнь отшельника.
В отличие от многих своих предшественников в истории европейского искусства, изображавших Святого Иеронима худым, глубоким стариком с седой бородой, Семирадский руководствуется фактами, известными о жизни святого человека, который в 33 года удалился в пустыню Халкида. Семирадский как бы иллюстрирует знаменитые слова святого из его письма к Евстохию: «О, сколько раз я, удалившись в уединение в этой обширной пустыне, делал это … представьте себя среди прелестей Рима… И все же мне, который из страха перед адом приговорил себя к этой тюрьме, мне, с дикими зверями и скорпионами в качестве моих спутников, часто снилось, что я окружен толпой танцующих девушек. Мое лицо было бледным от поста, но, хотя мое тело было холодным, мой ум горел желанием, и огонь похоти вспыхнул, в то время как моя плоть была едва живой. И вот, беспомощный, я бросился к ногам Христа, омыл их своими слезами, вытер их своими волосами и усмирил свою мятежную плоть целыми неделями отсутствия пищи… И я, горько злясь на себя, ушел в пустыню один. И когда я увидел глубокие долины и скалистые утесы-там было мое место для молитвы, темница, в которой я мог наказать свою несчастную плоть.»

Предложения интернет-магазинов.