Описание картины Игоря Грабаря «Натюрморт с яблоками и черной шалью»

Натюрморт Игоря Грабаря с яблоками и черной шалью-яркий пример жанра, который активно развивался художником в первые годы после 1900 года. В это время Грабарь был частым гостем в Дугино, подмосковной усадьбе Николая Мещерина, любителя искусства и владельца Даниловской текстильной мануфактуры, куда — одновременно с Грабарем-ездили рисовать с натуры Исаак Левитан, Василий переплетчиков и другие известные художники.
Грабарь впервые проявил интерес к жанру натюрморта во время своего пребывания в Мюнхене, где он преподавал в школе Антона Азбе, и поставил перед своими учениками задачу рисовать натюрморты, чтобы развить их чувство цвета и формы.
Натюрморт с яблоками и черной шалью отражает все основные стилистические особенности, свойственные творчеству Грабаря начала 1900-х гг. Особое внимание художник уделяет оформлению натюрморта, с большим мастерством сопоставляя материалы и цвета. Эта работа также является ярким примером мастерского обращения Грабаря с текстурой, которая проявляется в ощутимой пухлости спелых фруктов на переднем плане; деликатности, с которой он изображает блики и отражения на фарфоре и серебре; прозрачности кристалла, видимого на заднем плане; уют тяжелой черной шали, накинутой на деревянный стол, резко контрастировал с посудой и фруктами, разложенными на нем. Следует отметить, что цвета в картине создают необычайно драматический эффект, основанный на приглушенных тонах красного и желтого, сочетающихся с областью черного.
Особенностью этой работы, общей с большинством натюрмортов Грабаря того периода, является использование им традиционного голландского сине-белого фарфора. Это способ художника проводить параллели с образами, которые он видел недавно за границей в европейской живописи и которые оказали глубокое влияние на его воображение — в данном случае, с голландских натюрмортов 17-го века. Совершенно очевидно, однако, что эта картина представляет собой иную, современную трактовку жанра, охватывающую лучшие достижения русских натюрмортов, но и основывающуюся в известной мере на импрессионистских тенденциях, которые к тому времени уже находили свое отражение в творчестве художника. Здесь импрессионистская манера узнаваема в использовании небольших, бесстрастных мазков кисти и в поразительно выраженной диагональной структуре композиции.
Натюрморт с яблоками и черной шалью, несомненно, можно отнести к числу наиболее выразительных и значимых натюрмортных композиций, созданных Игорем Грабарем в начале 1900-х гг. натюрморты этого периода можно найти в Русском музее и Третьяковской галерее, а также в крупных частных коллекциях. В то же время, эта работа тонко отражает жизнь аристократического поместья в то время, характеризуемое ностальгией по ускользающей эпохе и желанием запечатлеть, со всей возможной глубиной чувства, его уникальную и неуловимую атмосферу.

Предложения интернет-магазинов.