Описание картины Дубовского «Благовест»

Среди русских пейзажистов конца XIX — начала XX века имя Николая Дубовского было одним из самых популярных. Ярко заявив о себе в 1884 году на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картиной «Зима», он стал активным участником всех последующих мероприятий Товарищества, показав там более 700 своих лучших работ. Его произведения высоко ценили В. Стасов и И. Репин, а П. Третьяков постоянно приобретал картины Дубовского для своей коллекции.
Любовь к зимним мотивам художник пронес через всю жизнь, создав целую галерею блистательных полотен, имеющих национально-романтическую окраску. Среди них особое место занимает «зимний цикл» 1910-х годов, посвященный видам Сергиева Посада.
Представленная в каталоге картина «Благовест» датирована 1916 годом и, несомненно, является авторским вариантом одноименной композиции 1911 года, участвовавшей в 39-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и известной ныне по воспроизведению в журнале «Народное дело» за 1911 год. Работая в 1916-1917 годах над изображениями Троице-Сергиевой лавры, Дубовской не раз возвращался к своим более ранним полотнам, повторяя и варьируя ставшие популярными сюжеты. Например, хранящаяся ныне в Ростовском областном музее изобразительного искусства картина «В обители. Троице-Сергиева лавра» 1917 года является продолжением композиции 1911 года, находящейся в Новочеркасском музее донского казачества.
Увлекшись монастырскими пейзажами, Дубовской находит свой собственный круг сюжетов и вырабатывает особый стиль изображения. Его виды старинной обители всегда имеют характерное панорамное решение, где широкий охват местности непременно включает в себя не только эпический вид монастырских стен, куполов и колокольни, но и живые жанровые сцены, разворачивающиеся на подходе к обители.

Классическая ясность композиции «Благовеста» и его гармоничный колорит, построенный на тончайших градациях и переходах белого и розового цветов, создают удивительный эффект передачи зимнего вечернего освещения. Разномастный люд, толпящийся у Святых ворот, запряженные лошадьми повозки и вездесущие птицы — это не стаффаж, призванный оживить пейзаж, но неотъемлемая колоритная черта местности, наделяющая изображаемый мотив живыми чувствами.

Зимний пейзаж всегда способствовал наибольшему выражению живописных поисков художника. Подвижность, изменчивость освещения снежного покрова и заиндевевших деревьев, игра света и тени на белом просторе переднего плана — все это позволяло блестяще владевшему пленэрной живописью художнику свободно пользоваться приемами импрессионизма, что, однако, не являлось запоздалой данью европейской моде. Серьезно относясь к задачам творчества и вопросам мастерства, Дубовской всегда воспринимал новшества через призму собственных убеждений и практического опыта, сохраняя индивидуальную манеру письма. Он говорил: «В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит еще более нарядной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным. Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель».

Книжные интернет-магазины предлагают купить.