Аллегорическая композиция

Аллегорическая композиция-одно из редких масштабных произведений Михаила Зичи. Художник прославился тем, что вел летопись жизни русского двора в акварельных иллюстрациях через царствования четырех императоров, от Николая I до Николая II, а также своими юмористическими и эротическими рисунками. Редко, однако, он обращался к живописным полотнам, и только тогда, когда его побуждали к этому из глубины души.
Первоначально венгерский, Зичи провел практически всю свою художественную карьеру при русском дворе. За эти годы он лишь изредка покидал Россию и свои обязанности, чтобы отдаться творческой свободе, которую он обрел далеко на родине, в имении зала, в Вене, Будапеште и Париже. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок в 1863 году была создана предлагаемая здесь работа.
В конце 1850-х и начале 1860-х годов художник впервые занялся готическими темами и аллегориями. Его интересует романтическая тема смерти, судьбы падших ангелов, изгнанных Богом, и роль гения смерти в судьбе человека. В то же время, и отчасти под влиянием Гюстава Доре, который обращается в свою очередь к иллюстрациям Божественной комедии Данте, Потерянного рая Мильтона и Апокалипсиса, Зичи создает композиции, вдохновленные поэзией Лермонтова и библейскими мотивами. Это очень ярко проявляется в его монументальной аллегорической композиции. Художник даже признавался, что»с того времени, как я стал ценить русский уклад, творчество Лермонтова породило то настоящее благоговение, которое я испытываю к этому поэту».
Стихотворение Лермонтова «Ангел» (на руках он нес младенческую душу, / устремленную в мир скорби и слез; / и в юной душе звучала его песня, / оставшаяся без слов, но живая) было необычайно популярно в середине XIX века, и Зичи, несомненно, знал это, как и традиционную христианскую иконографию посланника, посланного пробудить человека от сна и принести ему дар жизни и спасения. — Проснись, прекрасная душа, от сна и опьянения, в которые ты погрузилась. (…) Следуй за мной в те возвышенные места, которые были твоей первоначальной обителью»: так начинается фрагмент гностического мифа, сохраненный Святым Ипполитом Римским.
Бледно-голубой цветок, свисающий с руки Девы, является отсылкой к романтическим идеалам художника. Взращенная немецкими романтиками, в первую очередь Новалисом, эмблема голубого цветка стала символом поэтической мечты, романтической тоски и, в конечном счете, стремления небес спуститься на Землю. Таким образом, использование Зичи в живописи голубого цветка Новалиса придает аллегории дополнительные символические оттенки. Написанная в спокойной, академической манере, аллегорическая композиция может быть помещена, как с точки зрения ее размера, так и масштаба концепции, среди наиболее важных композиций Зичи, религиозных или светских.

Несмотря на значительное художественное наследие Зичи, хранящееся в Эрмитаже, царских резиденциях в окрестностях Санкт-Петербурга, музеях Москвы и Грузии, сохранилось лишь несколько картин Зичи, и нынешний лот является одним из таких раритетов.

Предложения интернет-магазинов.