Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

Учебник для 4 класса входит в состав УМК по информатике для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их личного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

1. Поговорите с детьми об информации. Попросите их дать определение ин-формации. Спросите их, как мы можем измерить, сколько информации содержится, скажем, в книге. Они могут указывать на количество страниц или слов. Но что, если это особенно скучная книга или особенно интересная—есть ли у одного больше информации, чем у другого? Что, если в книге нет ничего, кроме фразы «бла-бла-бла», повторяемой снова и снова? Будет ли 400 страниц этого документа содержать больше информации, чем 400-страничный телефонный справочник?
Вскоре становится очевидным, что, хотя у нас есть интуитивное представление об информационном содержании, его трудно измерить количественно. Объясните группе, что компьютерные ученые измеряют информацию по тому, насколько удивительно сообщение (или книга!) есть. Рассказывая вам что— то, что вы уже знаете— например, когда друг, который всегда ходит в школу, говорит: «Я ходил в школу сегодня», — вы не получаете никакой информации, потому что это не удивительно. Если бы ваш друг сказал вместо этого: «меня сегодня подвезли в школу на вертолете», это было бы удивительно, и поэтому передало бы много информации.
Как можно измерить значение неожиданности сообщения? Один из способов-увидеть, как трудно угадать информацию. Если ваш друг говорит: «угадай, как я сегодня попал в школу», и они пошли пешком,вы, вероятно, угадаете с первого раза. Возможно, потребуется еще несколько догадок, прежде чем вы доберетесь до вертолета, и даже больше, если они путешествовали на космическом корабле.
Цель этой следующей деятельности-получить представление о том, сколько информационных сообщений содержат, основываясь на том, насколько трудно их угадать. На самом деле это просто изощренная версия игры в двадцать вопросов, хотя детям разрешается задавать больше двадцати вопросов, если это необходимо.
2. Выберите ребенка, чтобы встать перед группой и ответить на вопросы о некоторой информации, которая находится на карточке, которую вы им даете. Группе изначально говорят, что это за информация — будь то число, последовательность чисел или предложение; и если это число, то в каком диапазоне оно находится. Затем группа задает вопросы ребенку, у которого есть карта, но ребенок может дать только Да/нет ответов. Хорошим стартером является то, чтобы группа угадала число.

Запишите вопросы и ответы на доске (по крайней мере, стенографически), чтобы группа могла вернуться к ним. Это может быть удобно, чтобы ребенок с картой выбрать, кто может задать следующий вопрос.
После того, как число было угадано, подсчитайте количество вопросов, которые были заданы, и укажите, что это мера количества «информации», которую стоило число.
3. Теперь попробуйте ту же игру с некоторыми из «сообщений», предложенных в таблице 5.1, принимая во внимание, сколько вопросов необходимо для каждого из них.
Это может стать скучным для детей, если вы сделаете все типы сообщений в таблице 5.1, в зависимости от возрастной группы, но они, вероятно, будут наслаждаться этой игрой в небольших дозах.
После того, как они угадали числа в пределах диапазона, обсудите стратегии, которые они использовали. Лучшая стратегия (за которую они, вероятно, ухватятся) состоит в том, чтобы вдвое сократить диапазон
возможности с каждым вопросом. Таким образом, вы всегда можете определить число от 1 до 100 всего за семь догадок, хотя дети будут испытывать соблазн сделать дикие догадки, которые обычно не окупаются.
Когда диапазон увеличивается до 1000, естественной реакцией является мысль о том, что это потребует в десять раз больше усилий, но на самом деле требуется только три вопроса. Числа от 1 до 1 000 000 можно найти всего в двадцати вопросах. Каждый раз, когда диапазон удваивается, требуется только один дополнительный вопрос—количество вопросов увеличивается пропорционально логарифму размера диапазона.
Для больших чисел дети могут разработать другие стратегии-например, угадывать цифру за раз. Это вполне разумно, поскольку часто бывает хорошей идеей разбить большое «сообщение» на простые части—хотя стратегия деления пополам всегда наиболее эффективна с точки зрения количества сделанных предположений.
Когда «сообщение» может быть любым целым числом, дети должны будут сначала найти верхнюю границу. Типичная последовательность вопросов начинается так: «это меньше 100?», «меньше 1000?» прием. Обсудите с ними стратегию. Чтобы определить, куда они направлялись, выясните, какие вопросы они бы задали, если бы ответы на эти первоначальные вопросы были «нет.- Любая возрастающая последовательность чисел в конце концов найдет предел. Например, можно просто сказать: «больше или равно 1?», то » 2?», «3?- и так далее, но для больших чисел это займет много времени. Лучшая стратегия состоит в том, чтобы умножить границу на 10 (или какое-то другое число) по каждому вопросу, задавая вопросы «это меньше 10?», «100?», «1000?»и так далее.
Когда сообщение является чьим-то возрастом, вероятно, потребуется всего пара догадок, чтобы найти ответ. Обсудите с классом, почему это так, даже если возраст может быть любым числом от 1 до 100 или более. (Причина в том, что некоторые возрасты более вероятны, чем другие. Это относится к» информационному содержанию», обсуждавшемуся ранее,—было бы очень удивительно, если бы ребенку 2 класса было сто лет, или если бы учителю было двенадцать лет.)
Аналогичный эффект наблюдается и с последовательностью чисел. Как только начало последовательности известно (например, {2,4,6}), следующая очень предсказуема. Как только они выясняют отношения, в последней части последовательности остается очень мало информации.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.