Информатика. 11 класс. Махмудзаде Р. и др.

Учебник по предмету Информатика для 11-го класса общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство с учебником
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Информационная система и ее элементы
1.2. Классификация информационных систем
1.3. Географические информационные системы.
1.4. Искусственный интеллект
1.5. Экспертные системы
1.6. Поисковые системы
1.7. Технология больших данных
1.8. Информационное общество
Обобщающие вопросы и задания

Информатика. 11 класс. Махмудзаде Р. и др.

Информатика. 11 класс. Махмудзаде Р. и др.

Эволюция информатики как науки

Знание предмета информатики и ее объектов позволяет нам указать ее место в системе научного знания. По своему пред­мету информатика является социальной наукой, а по своим объектам — наукой технической. Таким образом, информатика относится к категории социально-технических научных дис­циплин. К этой же категории относятся, например, экология, эргономика, охрана труда. Научные аспекты архитектуры тоже относятся к социально-техническому направлению.

Технический этап развития информатики

Первые годы (1945-1965) информатика развивалась как тех­ническая наука. В то время ее основной задачей была автома­тизация вычислений, а основные достижения использовались в фундаментальных научных исследованиях (физика, мате­матика, астрономия) и в технике (машиностроение). Без раз­вития информатики были бы невозможны такие достижения отечественного машиностроения, как пилотируемая космо­навтика, ядерная энергетика, исследование планет солнечной системы, создание мощной оборонной техники.

Технологический этап развития информатики

Почти треть века, с 1965 г. по 1995 г., информатика развивалась как технологическая дисциплина. В этот период ее содержа­нием стала автоматизация обработки данных. Доступность средств вычислительной техники позволила широко исполь­зовать достижения информатики в прикладных научных дисциплинах. Результатом их внедрения стала автоматиза­ция производственных процессов, процессов управления и общественного документооборота. Сегодня технологические аспекты выделяют в отдельные разделы информатики, которые совокупно называют информационными технологиями.

Социально-технический этап развития информатики

В середине 90-х годов прошлого века в развитии информатики начался современный этап, который мы называем социально- техническим. Современная информатика занимается органи­зацией процессов информационного обмена, происходящих в обществе, и ставит своей целью повышение их эффектив­ности. Это достигается с помощью средств вычислительной техники.

Столь решительные изменения в предмете информатики могут показаться неожиданными. Однако они вполне соответствуют тем достижениям, которые внедряются в общество в резуль­тате научно-технического прогресса. Среди них:

•   кабельные и беспроводные сети Интернета;

. сетевые информационные службы и сервисы;

. системы мобильной радиотелефонной связи;

, сети спутникового и кабельного телевидения;

. электронная коммерция;

•   электронные платежные системы;

•   системы защиты информации;

•   электронные средства идентификации личности.

Все эти достижения повлияли на характер общественных отношений людей и вывели современную информатику на уровень социально-технической научной дисциплины.

III. Характеристика курса

Мировоззренческие особенности курса

В основе курса лежит материалистическое мировоззрение. Все необходимые понятия и концепции вводятся, исходя из материалистической картины мира, состоящего из вещества и энергии и развивающегося в ходе обменных процессов:

•   энергетический обмен — развитие неживой природы;

•   обмен веществ — развитие живой природы;

•   информационный обмен — развитие общественных структур.

В книге дается отпор введению в научный оборот и внедре­нию в практику представлений об информации как о «тре­тьей неопределимой составляющей природы». Показано, как подобные представления способствуют формированию антинаучного мировоззрения.

Впервые дано научное определение понятию «информаци­онное общество». Установлен факт состоявшегося перехода российского государства к информационному этапу обще­ственного развития. Показаны особенности и закономерности этого этапа.

Дано новое определение предмету информатики. Констатирован факт превращения технической и технологической дисципли­ны в социально-техническую науку, определяющую харак­тер научно-технического прогресса и перспективы развития России в ближайшие десятилетия.

[свернуть]

Книжные интернет-магазины предлагают купить.