Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. Часть 1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.

Учебник предназначен для изучения курса информатики на углубленном уровне в 10 классах общеобразовательных учреждений. Содержание учебника опирается на изученный в 7–9 классах курс информатики для основной школы и разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для среднего (полного) образования 2012 г. Рассматриваются теоретические основы информатики, аппаратное и программное обеспечение компьютера, современные информационные и коммуникационные технологии. Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий также учебник для 11 класса, практикум и методическое пособие.

Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. Часть 1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.

Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. Часть 1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.

ДОСТУПНОСТЬ И ВИДИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ

УПРАВЛЕНИЯ

1.      Свойство Visible объектов управления. Почему сложно находить компьютерные вирусы? Потому что они скрыты, у них нет своего окна. Можно ли сделать скрытыми создаваемые приложения? Конечно же, можно.

Для этого нужно будет использовать свойство Visible (видимый), которое есть у каждого управляющего объекта, в том числе у окна приложения. Это свойство является логическим и принимает только значения True (Истина) или False (Ложь).

Свойство Visible объекта первично бывает Истиной и объект виден в окне. Если это свойство установить как Ложь, объект перестанет быть видимым в окне. Его место можно использовать в других целях.

Если два или более объектов управления не используются одновременно, можно сделать истиной свойство Visible только одного из них, остальные установить как ложь, тем самым можно сэкономить место на экране. В визуальном программировании это практикуется часто.

2.        Свойство Enabled объектов управления. На рисунке изображён раздел Edit (Редактирование) главного меню Delphi 7. Можно увидеть, что многие его пункты тусклые. Это означает, что они не активны и их нельзя использовать.

К примеру, для использования четвёртого пункта меню Сору (копирование) прежде нужно выделить какую-то часть текста. С выделением данной части текста появится возможность её копирования и активируется пункт меню Сору, он станет темным и можно будет выполнить данное действие.

Для этой цели используется Свойство объектов управления Enabled (доступный). Это свойство также принимает логические значения. Если его значение Истина, то объект доступен, если Ложь —
объект недоступен. Первично данное свойство является истиной для всех объектов и они доступны. Если данное свойство установить как Ложь, хотя объект и виден в окне, он станет тусклым. Он временно станет недоступным для использования.

3. Использование свойств Visible и Enabled. Используя данные свойства объекта, улучшим работу последнего приложения. Если ширина его окна превысит 600, установим свойство Enabled кнопки Button 1 равной false. В результате дальнейшее расширение окна станет невозможным. Пусть сначала вторая кнопка Button2 в окне приложения будет не BHflHa(Button2.Visible=False).

Нажатием первой кнопки расширяем окно приложения. Как только его ширины достигнет значение 600, в окне появится вторая кнопка (Button2.Visible:=True), и первая кнопка станет тусклой (Buttonl. Enabled:=False). Теперь можно только уменьшить ширину окна приложения с помощью второй кнопки. Как только ширина окна станет меньше значения 600, первая кнопка вновь станет доступной (Buttonl.Enabled:=True). С уменьшением ширины окна меньше 400, вторая кнопка вновь исчезнет, и окно больше не уменьшится.

ЗАПОМНИТЕ !

Каждый визуальный объект может быть доступным или недоступным, скрытым или визуальным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Какую функцию выполняет свойство Visible?

2.   В каких объектах встречается свойство Enabled?

3.    Измените пятое приложение таким образом, чтобы шаг изменения его высоты и ширины было равным на 5 и 8, соответственно.

4.    Измените пятое приложение, чтобы значение его ширины составлялось между 500 и 800.

5.  Надписи на кнопках пятого приложения измените на а->А и А->а.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.  В каких объектах встречается свойство Visible?

2.   Какую функцию выполняет свойство Enabled?

46 УРОК. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Создайте новое приложение в Delphi и сохраните его в папке 04_01.

1.1.  Вставьте три объекта Label и три объекта Button в окно приложения.

1.2.  Не изменяйте свойства Enabled (доступный) и Visible (видимый) у первых из них, а у третьих свойство Visible (видымый) установите как False (Ложь).

1.3. Откройте приложение и наблюдайте за изменениями в нём.

1.4. Сохраните приложение и закройте

2.          Создайте новое приложение и сохраните его в папке 04_02.

2.1.       Вставьте в него четыре объекта Button в два столбца.

2.2.    Пусть первый из них изменит доступность второго столбца, второй — доступность первого, а третий и четвертый — каждый раз изменит видимость на обратное.

2.3.      Дважды нажав первую кнопку, введите в его процедуру операторы:

2.4.  Откройте приложение и наблюдайте за изменениями в нём.

2.5.  Сохраните приложение и закройте его.

3.     Выполните на компьютере упражнения, заданные на преды­дущем уроке.

ВВОД ДАННЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Ввод в приложение строки текста. Объект управления Edit и его свойства. Любое приложение должно иметь возможность наряду с выводом и ввод в него данны. В среде Delphi самым простым способом является ввод объекта управления Edit (Поле ввода) в окно приложения. Данный объект расположен шестым в, Стандартный панели объектов управления. Его ярлыком является

Многие свойства данного объекта аналогичны со свойствам объекта Form окна приложения. В нём также имеются свойства Left, Top, Width, Height. Свойства Caption в нём нет. Поэтому он обычно используется вместе с объектом Label. Главным его свойством является Text (Текст), введённая в него строка текста хранится в данном свойстве. Если данному свойству присвоить значение определённой строки текста, данная строка отразится на поле ввода.

Ещё одним важным свойством поля ввода является Readonly (только для чтения). Значение данного свойства является логической величиной, принимает только значения True (Истина) или False (Ложь). По умолчанию значение данного свойства установлено как False (Ложь).

Если значение данного свойства установить как True (Истина), пользователь не сможет ввести в него данные. Но приложение может изменять в нём данные. Возникает естественный вопрос — для чего это нужно? В отличие от Label объект Edit вставлен в рамку и введённые в него данные смотрятся лучше. Если мы хотим использовать его для вывода данных, то необходимо, чтобы эти данные не были изменены пользователем.

2. Другие свойства объекта управления Edit. Еще одним свойством объекта Edit является MaxLength. С его помощью можно ограничить длину вводимого в строку текста. Например, если в поле необходимо ввести год рождения ученика, нужно, чтобы MaxLength равнялся 4, что предохранит от ошибки ввода других данных.

Ещё одним важным свойством объекта Edit является Font, с помощью которого можно установить шрифт, размер шрифта, цвет и ещё ряд других параметров шрифта текста, вводимого в поле. Это свойство есть и у других объектов, например у объекта Form. Если мы установим шрифт для окна приложения, он окажет воздействие на все объекты окна приложения. Для предотвращения этого необходимо значение свойства объекта ParentFont (шрифт родителей) окна приложения перевести с Истины на Ложь.

Ещё одним полезным логическим свойством Edit является AutoSize (автоматический выбор размера), который обеспечивает увеличение размера поля по мере увеличения вводимого текста. Если при вводе нужно, чтобы объекты рядом с полем не перекрывались, необходимо значение данного свойства изменить с Истины на Ложь.

Если поле ввода предназначено для ввода пароля пользователя для того, чтобы другие не видели вводимый, нужно заменить пароль, он заменяется другим знаком, например «*». В Edit эта возможность тоже существует. Его свойство PasswordChar означает, что номер заменяемого знака в поле ввода (32-127). Первоначально оно равно #0 и означает незаменимость вводимые буквы не заменяются. Если мы заменим его на #42, вместо введённых в поле букв появляется буква «х». Вместо #42 также можно ввести непосредственно нужный знак.Например, «-«, «+», «*», «.».

3. Приложение приветствия пользователя. Пусть пользователь в приложении введёт своё имя и общий для всех пароль: «12345». Для этого создадим в Delphi новое приложение и вставим в его окно два объекта Label, три Edit, один Button. Изменим их свойства в Инспекторе объекта (Object Inspector) в следующем порядке: Forml.Caption:=’Шестое приложение’; Labell.Caption:=»; Label2.Caption:=’ ‘ ; Buttonl.Caption:=’OK’; Editl. Text: =» ; Edit2 . Text: =» ; Edit3.Text:=»; Edit2.Passwordchar:=#42; Edit3.Readonly:=True;

Выполнив всё это, дважды нажимаем на Buttonl и в окне текста программы, появившемся на экране, на месте курсора, введём следующие операторы без ошибки: if Edit2.Text=’12345′ then begin Edit3.Text:=’Здравствуйте,’+Editl.Text+’!Добро пожаловать!’;

Editl.Visible:=False;Edit2.Visible:=False; Labell.Visible:=False;Label2.Visible:=False; Buttonl.Visible:=False; end else

Edit3.Text: = 1 Пароль неправильный, введите заново. ‘;

Данные операторы сработают при нажатии на кнопку Buttonl. Первый из них проверяет правильность введённого в поле Edit2 пароля. Если пароль правильный, оператор со второй строки выводит на третье поле строку приветствия для пользователя. Операторы следующих трёх строк скрывают с экрана ставшие уже ненужными два объекта Labell, Label2, два Editl, Edit2 и Buttonl. В противном случае, на третье поле выводится информация о неправильности введённого пароля и можно будет сделать следующую попытку.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.