Информатика. 10 класс. Махмудзаде Р. и др.

Учебник по предмету Информатика для 10-го класса общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство с учебником
ИНФОРМАЦИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
БАЗА ДАННЫХ
СЕТИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Е-библиотека, е-выборы, е-торговля
Обобщающие вопросы и задания
Литература

Информатика. 10 класс. Махмудзаде Р. и др.

Информатика. 10 класс. Махмудзаде Р. и др.

Информатика

Каждый из нас, конечно же, не раз замечал, что одни и те же объекты и явления могут изучаться разными дисципли­нами. Так, например, в физике мы приступаем к изучению атомов элементов уже после того, как познакомились с ними на занятиях по химии. Изучая физическое взаимодействие между телами, мы обязательно учитываем геометрию это­го взаимодействия, а происходящие физические процессы выражаем формулами, записывать которые научились на уроках математики.

Нас не удивляет, что культурные растения и полезные живот­ные рассматриваются не только в биологии, но и в географии. Мы понимаем, что у разных научных и учебных дисциплин может быть много общего. Но мы также знаем, что у каждой дисциплины есть что-то свое — то, что характеризует и выде­ляет ее среди других наук. Начинать изучение новой дисцип­лины желательно с выделения ее особенных характеристик и с выявления ее индивидуального места в общей системе научного знания.

Предмет информатики

Основным понятием любой научной или учебной дисципли­ны является ее предмет. Не обозначив предмет дисциплины, нельзя дать ей определение и аргументированно утверждать, что относится к ее ведению, а что — нет.

На первый взгляд, предмет научной дисциплины — это то, что она изучает. На самом деле это распространенное заблужде­ние. Сущности, которые изучает дисциплина, называются ее объектами. Их может быть немало. А предмет у дисциплины

только один. Он выражает ту сущность, но поводу которой люди вступают в отношения с окружающей средой, друг с другом и с обществом в целом.

Хотите найти предмет научной дисциплины — ищите пер­вичные интересы и потребности людей, связанные с нею, и дайте им обобщенную характеристику. Так, потребность в подсчете предметов и количественной оценке их форм при­вела к созданию математики, а потребность в количественной оценке физических свойств предметов и явлений — к созда­нию физики.

На уроках физической географии изучают горы и реки, моря и атмосферу. Однако ничто из перечисленного не является пред­метом этой науки. Самая главная потребность людей — это потребность жить. Возможность ее удовлетворения определя­ется уникальными особенностями нашей планеты. Поэтому предметом физической географии являются не горы и не реки, а оболочка планеты Земля и ее составные части.

Предмет информатики тоже связан с людьми и обществом. Он представляет информационный обмен между людьми, возни­кающий в связи с их совместной деятельностью. Разумеется, информационный обмен может происходить автоматически, без участия людей, например между техническими устрой­ствами и компьютерными программами. Это действительно так, но если рассмотреть информационные процессы внима­тельно, то и в автоматическом информационном обмене мы найдем интересы общества и отдельных его представителей. Все устройства, в том числе и автоматические, устанавлива­ются и настраиваются людьми, имеющими как личные, так и общественные интересы.

Определение информатики

Знание предмета информатики позволяет дать определение этой научной и учебной дисциплины.

Предмет науки связан с первичными потребностями людей
£ Информатика — наука, изучающая технические принципы, приемы и средства организации обще- Z ственного информационного обмена.

Давайте обсудим это определение. Прежде всего, обратим внимание на то, что речь идет только об информационном обмене, происходящем в обществе. Это позволяет исключить из предмета информатики ряд видов информационного обме­на, характерных для живой природы.

Известно, что при размножении живых организмов действу­ет механизм генетического наследования. Это тоже инфор­мационный обмен, но этот вид информационного обмена относится к сфере биологических наук и информатикой не рассматривается.

Вместе с тем, информатика не отвергает результаты других научных дисциплин в области информационного обмена. Она использует их для достижения своей цели: повышения эффективности общественного информационного обмена. Так, система чувств восприятия человека не относится к предмету информатики, но при выработке своих рекомендаций инфор­матика обязательно учитывает факты, предоставляемые физиологией, психологией и другими науками о человеке.

Объекты информатики
Computer science
Объекты, рассматриваемые информатикой, вытекают из ее определения как науки. Прежде всего, это технические прин­ципы, приемы и средства, необходимые для организации информационного обмена в обществе.

Аппаратное обеспечение

В первую очередь, к техническим средствам, изучаемым информатикой, относятся компьютеры и компьютеризиро­ванные устройства, их узлы и агрегаты, а также элементная база. Все это образует категорию аппаратного обеспечения вычислительной техники.

В некоторых научных школах аппаратным средствам припи­сывают столь значительную роль, что даже рассматривают их в качестве предмета информатики. Это превращает информа­тику в техническую дисциплину — «науку о компьютерах». В США, Великобритании и ряде других стран существует подобная дисциплина под названием *computer science*.

Для нас такой подход категорически неприемлем. У россий­ской науки свои богатые многовековые традиции. Одна из
них — умение различать в предмете науки интересы человека и его потребности.

[свернуть]

Книжные интернет-магазины предлагают купить.