Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Учебник предназначен для изучения курса информатики на базовом уровне в 10 классах общеобразовательных учреждений. Содержание учебника опирается на изученный в основной школе (в 7–9 классах) курс информатики. В учебнике рассматриваются теоретические основы информатики: понятие информации, информационные процессы, измерение информации, кодирование и обработка информации в компьютере.  Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий также учебник для 11 класса и методическое пособие для учителя.

Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАВ ЭТУ ГЛАВУ, ВЫ ОВЛАДЕЕТЕ СЛЕДУЮЩИМИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ:

Современные методы создания приложений; Интерфейс среды Delphi 7; Создание окна приложения в среде Delphi 7; Использование кнопки управления в приложении; Окно ShowMessage в приложениях; Вставка данных в окно приложения; Доступность и видимость объектов управления; Ввод данных в приложение; Изменение типа данных; Использование флажков в приложении; Использование группы радиокноиок в приложении; Объекты ListBox и ComboBox; Объект управления Memo; Работа с графикой в среде Delphi 7; Объект Timer и работа с ним; Вставка других объектов в рисунок;

Применение графики и анимационных возможностей в приложении.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ

1.        Современные приложения. Известно, что современные компьютеры оснащены операционной системой. С их помощью приложения операционной системы выполняют практические задачи. В качестве примера можно привести офисные приложения: MicroSoft

Word (кратко® — MS Word), iS — MS Excel, Ш — MS Access, \E — MS Power Point.

Особенностью данных приложений является интерактивность и с их помощью можно выполнить сотни и тысячи операций. Как создаются такие сложные приложения?

Программные средства создания приложений на сегодняшний день обладают огромными возможностями. Знакомство с ними мы начнём с истории программирования.

2.       Этапы развития программирования. Историю развития средств разработки приложений (практических программ) можно разбить на следующие этапы (см. рисунок):

Этапы развития программирования

В первых компьютерах программы непосредственно в виде последовательности команд микропроцессора (машинного кода). Это в свою очередь осложняло процесс программирования, требовало много сил и времени, затрудняло устра­нение ошибок в программах. Чтобы облегчить эту задачу, вводились короткие имена для команд микропроцессора и специальные программы переводили их в машинные коды (команды микропроцессора). Полученный код программы выполнялся непосредственно компьютером. Такое программирование носило название программирования на языке Assembler.

После начала массового выпуска компьютеров (компьютеры третьего поколения) у них появилась операционная система. Для таких компьютеров были созданы высокоуровневые языки програм­мирования. Теперь программирование уже не зависело от машинного кода компьютера. Язык программирования всё больше становился схожим с языком человеческого общения. К примеру, в этих языках можно было использовать предложения типа если х>0, то у=1п(х). Перевод текста программы в машинный код, понятный компьютеру, осуществляла специально разработанная программа, которая называлось транслятором. В результате программирование стало более простым и расширился круг задач, решаемых при помощи компьютеров.

На следующем этапе программирования задачи, решаемые с помощью компьютера, были разбиты на несколько меньших и лёгких задач. При необходимости и их можно было разбить на более мелкие задачи. Это дало возможность заняться разработкой одной программы одновременно нескольким (иногда десяткам) программистам. Качество создаваемых программных средств, то есть приложений, воз­росло, программы усложнились, приобрели больше возможностей. Такое программирование носило название структурного програм­мирования. Знакомый нам язык программирования Turbo Pascal входит в их число. Разлагая задачи на более мелкие, програм­мирование осуществлялось с помощью процедур и функций програм­мирования.

Следующий этап программирования называется объектно- ориентированное программирование. Это в первую очередь связано с появлением графических операционных систем (в них также входит широко распространённая сейчас Windows), созданными для упрощения и облегчения работы на персональных компьютерах.

Мы знаем, что информация — это данные с известным способом их разработки. В Turbo Pascal информация делится на переменную и постоянную. Способы их обработки (алгоритмы обработки) могут быть в виде отдельных процедур и функций.В объектно-ориентированном программировании появилась воз­можность объединить эти два элемента, что ранее не удавалось. Разница между данными и их обработкой исчезла. В результате, обработка информации стала ещё легче. Это дало возможность заняться одной программой одновременно десяткам, иногда сотням и даже тысячам программистов. Возможности созданных программных средств резко возросли.

Разрабатываемое программное средство можно рассматривать как информацию. Значит, при создании программного кода также можно использовать объекты. К примеру, каждая программа имеет своё окно. Окно программы имеет свои параметры, как, например, высота и ширина (параметры объекта окна). С помощью таких методов обработки (методы объекта окна) как создание, закрытие, изменение места и параметров можно облегчить работу с окном программы.

Если создан объект — окно, работа с окном программы будет лёгкой и в виде использования способов объекта в необходимой степени, а также установления свойств данного объекта будет очень доступной. В результате программирование ещё больше облегчилось, качество создаваемых программ повысилось.

Теперь для создания приложений стало достаточно того, чтобы ввести созданные другими готовые объекты в программу и установить их свойства в требуемом виде. Данное программирование носит название визуального программирования и программирование стало более похожим на сборки игрушек Лего.

В настоящее время все больше распространяется обобщённое программирование. Суть этого метода заключается в следующем. Пусть в программе имеются такие объекты, как треугольник, квадрат, многоугольник и их свойства, площадь. Вместо того, чтобы использовать эти свойства по отдельности, мы можем использовать такое свойство, как площадь геометрической фигуры. Сама программа определяет: о какой геометрической фигуре идет речь и, используя

6 — Информатика 10-класс
необходимое свойство соответствующей геометрической фигуры, находит ее свойство. В итоге программирование стало ещё легче и дешевле. Теперь разрабатываемую программу можно одновременно создавать для любой операционной системы, а также с интерфейсом на любом языке. Их адаптация не потребует много времени и труда.

3.      Современные среды программирования. Сейчас в мире насчитывается более десяти миллионов программистов, из них два миллиона — профессионалы, остальные — программисты-любители. Конечно же, их инструменты, то есть используемые ими среды программирования, различаются друг от друга.

В распространённых сегодня средах программирования в основном используются три языка программирования: Ci, BASIC, Pascal. Если профессионалы и опытные любители в основном используют С (Си) и её последующие варианты С++ и С#, то большинство пользуется языком Pascal для решения собственных задач. BASIC (вернее, Visual BASIC) используется для автоматиции работы в графических редакторах, в офисных приложениях компании Майкрософт, а также в ряде продукций других компаний.

В условиях сильной конкуренции и с целью привлечения пользователей все распространённые среды программирования дают возможность одновременного программирования в нескольких языках. Большинство создаваемых в последнее время языков програм­мирования ориентированы на тех, кто пользуется одним из вышеприведённых языков. К примеру, широко распространённые языки программирования Java, Java Script, ASP, PHP, Python похожи на C+ и C#, языки программирования пакетов компьютерной математики MatLab, MathCAD, Maple на Pascal, язык программирования приложения MacroMedia Flash — для создания анимационной графики Action Script на Visual BASIC.

4.  Среда программирования Delphi. Delphi (читается как Дельфи) это название греческого города, где располагался храм, в котором жил известный в древнем мире прорицатель. Как и он, среда програм­мирования стала такой же известной. За ее четверть века было создано 25 вариантов, которые подразделятся на следующие три группы:

Delphi 1 — Delphi 8 (1995-2003гг.);

Delphi 2005 — Delphi 2010 (2005-2009rr.);

Delphi ХЕ 1 — Delphi XE 10 (2010-2017гг.).

Хотя у них всех основным (иногда единственным) языком программирования является Object Pascal, во многих можно писать программы на С++, Assembler, в последних вариантах в Java, в отдельных версиях даже РНР. Последние версии дают возможность разрабатывать наряду с приложениями Windows также и мобильные для приложения Android и IOS.

ЗАПОМНИТЕ !

1.      Визуальное программирование считается самым современным методом программирования.

2.    В мире несколько миллионов программистов пользуется средой программирования Delphi.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите этапы развития программирования.

2. Что вы знаете о современных средах программирования?

3.  Создайте в Turbo Pascal программы с участием а) оператора присвоения; б) условного оператора.

4.  Создайте в Turbo Pascal программы с участием а) оператора разветвления; Ь) оператора цикла.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Сколько вариантов среды программирования Delphi разработано и на сколько групп они делятся?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов