Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.

Методическое пособие входит в состав УМК «Информатика» для 10-11 классов, базовый уровень, автор: Семакин И. Г. и др. Методическое пособие содержит методические рекомендации в соответствии с требованиями ФГОС для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы. Представлены содержание учебного предмета, описание УМК, тематическое и поурочное планирование по курсу информатики для 10–11 классов на базовом уровне, таблицы соответствия УМК требованиям, планируемые результаты обучения, описание электронного приложения к УМК и др. Для учителей информатики, методистов и администрации образовательного учреждения.

Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.

Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.

КНОПКА УПРАВЛЕНИЯ

1. Вставка кнопки управления в окно приложения. Наше первое приложение, созданное на первом занятии, никакой функции не выполняет. Теперь мы устраним этот недостаток.

Создадим новое приложение с параметрами 225 на 400. Заголовок меняем на Второе приложение. В окне приложения установим объект управления: кнопку управления.

Выбираем мышью кнопку управления, расположенную в стандартном томе панели инструментов, затем наводим мышь на место кнопки управления окна приложения Forml и нажимаем еще раз. Если нужно изменить его место, можно сдвинуть его на новое место с помощью мыши.

2.    Определение свойств кнопки управления. Как окно приложения имеет свои свойства, так и кнопка управления, расположенная на нём, имеет свои свойства. Их тоже можно менять. Это облегчается тем, что многие свойства объекта кнопка аналогичны свойствам объекта Form.

Сначала: выбираем кнопку Buttonl путём наведения на него мыши и нажатия его левой кнопки. В Диспетчере Объектов (Object TreeView) Buttonl выделяется и в окне Инспектора Объекта (Object Inspector) появляется список свойств объекта Buttonl. В свойстве Caption меняем заголовок кнопки на ‘++’. В соответствии с договорённостью, принятой на предыдущем занятии, это пишется следующим образом: Buttonl.Caption:=’++’ Так как название кнопки получилось маленьким, увеличим его размер. Для этого используем свойство Font. При его выборе на экране появляется диалоговое окно Шрифт. Выбрав из списка под его полем Размер число 14 , нажимаем кнопку ОК (см. Рисунок выше):

3.  Связывание событий с кнопкой управления. Кнопка Buttonl должна выполнять определённую задачу в приложении. Пусть при нажатии на неё окно меняет размеры своего окна на 16 и 9.

Сначала сделаем двойной щелчок на кнопке. На экране появляется окно кода программы. На месте курсора вводим строки:

Forml.Height:=Forml.Height+9; Forml.Width:=Forml.Width+16;

Нажав кнопку F9, начинаем работу с приложением и проверяем правильность е^^заботы, нажав несколько раз кнопку Button 1.

ЗАПОМНИТЕ !

При нажатии кнопки управления Button 1 в приложении включается процедура TForml .Button 1 Click и выполняются его операторы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Как переносится кнопка управления в окно приложения?

2.   Где изменяются свойства кнопки управления?

3.   Где отображаются функции кнопки при выборе управления ею?

4.     Создайте новое приложение в Delphi. Введите в него четыре кнопки управления. Выведите на экран первую под именем Создай, вторую Загрузи, третью Сохрани и четвёртую Заверши.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выпишите основные свойства кнопки управления.

40 УРОК. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Создайте в Delphi новое приложение и сохраните его в папке 01_03.

1.1.  Измените заголовок приложения на Здравствуй, мир!

1.2.    В окне приложения разместите в одну колонну три кнопки управления.

1.3.    Нажмите первую кнопку дважды. В появившуюся на экране процедуру TForml. ButtonlClick после begin введите TForml.Buttonl.Caption: = ЛSalom, ‘4-TForml .Caption;.

1.6.     Начав работать с приложением, наблюдайте за тем, какие функции выполняют кнопки. Закрыв окно приложения, сохраните все его файлы. Закройте все файлы приложения.

2. Выполните на компьютере упражнение, заданное на предыдущем занятии.

ОКНО SHOWMESSAGE

1.    Недостаток второго приложения. Начав работать со вторым приложением, нажимаем на кнопку «++». Ширина экрана приложения превысит 16000 пикселей. Это непростительная ошибка для программиста. Для устранения ошибки договоримся не превышать ширину экрана приложения за 600 пикселей. Но если при нажатии пользователем кнопки ничего не изменится, может возникнуть сомнение в правильности работы программы.

2.   Процедура ShowMessage. Чтобы предупредить это приложение должно выводить на экране информацию о том, что его ширина превысила 600.

Мы это осуществим посредством ShowMessage. Дважды нажав на кнопку Button 1 второго приложения, вместо двух операторов введем следующие операторы:

Запустив приложение и нажав несколько раз на кнопку, получим на экране, показанную на рисунке. Пока мы не нажмём кнопку ОК, приложение приостановит свою работу.

3. Функция IntToStr. Улучшим приложение: для нас пока чтобы оно выводило на экран текущий размер окна при изменении размеров. Можно ли размер экрана вывести на окно приложения? Пока мы знаем только один способ: вывести размеры окна на заголовок окна. Для этого используем оператор

Forml.Caption:=Forml.Height+’*’+Forml.Wide; Но данный оператор неверный, в нем предпринята попытка ввести в один тип переменное значение другого типа. В Delphi это приведёт к ошибке.

Для перевода величины целого типа в величину типа строки текста используем функцию IntToStr (integer to string — от целого к строке):

Forml.Caption:='(A+IntToStr(Forml.Height)+’*’+In tToStr(Forml.Wide)+ ‘ ) ‘ ;

Добавим в него истинное имя приложения:

Forml.Caption:=’третье приложение’+Forml.Caption; Нажав дважды на кнопку Button 1, выводим окно кода програмы на экран и добавим в него последние две строки:

If Forml.Width<600 then begin

Forml.Width:=Forml.Width+16;

Forml.Height:=Forml.Height+9; End else

ShowMessage(Окно больше не расширится’);

Forml.Caption:='(A+IntToStr(Forml.Height)+’*’+IntTo

Str (Forml .Width) + ‘ ) ‘ ;

Forml.Caption:=’Третье приложение’+ Forml.Caption;

Открыв приложение, наблюдаем изменение его размера и заголовка:

ЗАПОМНИТЕ !

ShowMessage создаёт новое диалоговое окно и пока оно не закроется, работа приложения приостанавливается.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  В чём заключается недостаток второго приложения?

2.   Какую функцию выполняет процедура ShowMessage?

3.  Какую функцию выполняет функция IntToStr?

4. Измените        третье приложение таким образом, чтобы оно выводило на экран предупредительную надпись при превышении а) ширины окна приложения более чем на 800, б) высоты окна приложения более чем на 450 пикселей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Вспомните основные свойства окна приложения и перепишите их в свою тетрадь.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Ниже приведены образцы вариантов контрольной работы:

1  вариант

1.  Программирование на машинном коде и ассемблере.

2.   Главное меню Delphi.

3.  Свойство Caption объектов.

2   вариант

1. Высокоуровневые языки программирования.

2.  Интерфейс Delphi.

3.  Свойства Left и Тор объектов.

3   вариант

1.  Визуальное программирование

2.  Окна Delphi.

3.  Свойства Width и Height объектов.

4   вариант

1. Обобщённое программирование.

2.  Создание приложения в Delphi и его сохранение.

Процедура ShowMessage.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.