Информатика. 9 класс. Часть 2. Горячев А.В., Островский С.Л. и др.

ЧАСТЬ 2.
Алгоритмизация и программирование.
Системы счисления.
Каким образом можно записывать числа?
Двоичная система счисления, или Как хранятся данные в компьютере.
В каком виде хранятся данные в компьютере?
Символьный тип данных.
Каковы принципы обработки символьной информации?
Строки символов.
Что такое строки и как с ними работать?
Эффективная работа со строками.
Какие существуют библиотеки подпрограмм для работы со строками?
Шестнадцатеричная система счисления.
Какие ещё системы счисления используются в вычислительной технике и в чём их удобство?

Информатика. 9 класс. Часть 2. Горячев А.В., Островский С.Л. и др.

Информатика. 9 класс. Часть 2. Горячев А.В., Островский С.Л. и др.

10.1. Назначение и типовые задачи обработки информации в электронных таблицах

Продавцы в магазине подсчитыва­ют количество полученного, продан­ного и оставшегося товара, выручку от продажи. Форма учета товара может иметь вид, как показано в примере 10.1. Данные для расчетов представлены в виде таблицы. Таблица — это дан­ные, структурированные в определен­ном порядке, разделенные по строкам и столбцам, на пересечении которых образуются ячейки.

Проанализировав данные в столб­цах Осталось и Выручка, можно заметить, что значения в них по­лучаются через значения в других столбцах (Осталось = Получено — Про­дано, Выручка = Продано * Цена). Такие столбцы называют вычисляе­мыми. Столбцы Цена, Получено и Продано содержат исходные данные для расчетов. Вычисляемые значения могут изменяться автоматически при изменении исходных данных, если для вычислений использовать элек­тронную таблицу.

Электронная таблица — табли­ца, представленная в электронном виде, в которой значения в вычис­ляемых ячейках могут автоматиче­ски пересчитываться при измене­нии значений исходных данных.

Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы чис­ловых данных (например, статистиче­ские данные, результаты эксперимен­тов), производить финансовые и бух­галтерские расчеты и многое другое.

Прикладные программы для ра­боты с электронными таблицами на­зывают табличными процессорами.

Часто табличные процессоры назы­вают электронными таблицами. Су­ществует достаточно много вариантов табличных процессоров (пример 10.2). Все они позволяют решать типовые задачи обработки информации в элек­тронных таблицах (пример 10.3).

10.2. Структура электронной таблицы

Табличные процессоры во многом похожи друг на друга, поэтому, изучив принципы работы с одним из них, легко освоить работу и с другими. Рассмотрим табличный процессор Microsoft Excel. Файлы, созданные с

его помощью, имеют значок р и рас­ширение .xlsx. Окно программы при­ведено в Приложении 3 (с. 163).

Новый документ, который авто­матически открывается при запуске Excel, называется книга. Каждая книга состоит из листов. Лист имеет вид таблицы и предоставляет место для хранения данных и их обработки. Все листы одной книги сохраняются в одном файле. Выполнять действия с листами можно с помощью контекст­ного меню (пример 10.4).

10.3. Типы данных в электронной таблице

Всю информацию, которую вводят в электронную таблицу, размещают в ячейках. В ячейку таблицы можно поместить данные одного из трех ти­пов: число, текст или формулу (при­мер 10.7). Тип данных определяет возможности их использования для дальнейшей работы.

Excel автоматически пытается определить тип данных, вводимых в ячейку таблицы. Ввод формул на­чинается со знака «=». Если данные определились как число, то в ячей­ке числа выравниваются по правому краю. Все, что не является формулой и числом, является текстом и в ячей­ке выравнивается по левому краю. По желанию пользователь может устано­вить другое выравнивание в ячейках.

Числа и тексты — исходные дан­ные. Изменяются они путем редакти­рования соответствующих ячеек. Зна­чения в ячейках, содержащих форму­лы, изменяются автоматически, как только изменились хотя бы какие-то исходные данные, входящие в форму­лу. Для этого в формулах используют не сами исходные данные, а ссылки на адреса ячеек, в которых они нахо­дятся.

В ячейках с формулами отобража­ются не сами формулы, а результаты вычислений по ним. Формула в ак­тивной ячейке отображается в строке формул.

Упражнения

1      Напишите программу, которая определит количество предложений в тексте. Пред­ложение заканчивается одним из трех символов: «.», «?», «!». Предполагается, что в тексте есть хотя бы одно предложение (см. пример 9.2).

2      Напишите программу, которая определит количество слов в тексте, если между любыми двумя словами может быть более одного пробела. Предполагается, что в тексте есть хотя бы одно слово (см. пример 9.2).

3      Напишите программу, которая определит, каких букв в строке с русским текстом больше: «о» или «О» (см. пример 9.3).

4      Напишите программу, которая определит, какой процент составляют буквы «а» во введенном тексте (см. пример 9.3).

5      Напишите программу, которая определит, сколько слов в тексте начинается на букву «а».

6* Напишите программу, которая определит, какой процент слов в тексте начинается на букву «к». (Слово может начинаться как с прописной, так и со строчной буквы.)

7      Дан текст. Напишите программу, которая проверит, правильно ли в нем расстав­лены круглые скобки. Если нет, то вывести соответствующее сообщение: «Откры­вающихся скобок больше (меньше), чем закрывающихся»; «Закрывающиеся скобки раньше открывающихся скобок».

8      В тексте могут встречаться гласные и согласные буквы, а также символы «ь» и «ъ». Измените программу из примера 9.5 так, чтобы символы «ь» и «ъ» выводились желтым цветом.

9      Дано арифметическое выражение, состоящее из цифр, скобок и знаков ариф­метических действий. Напишите программу, которая выведет цифры синим цветом, а остальные символы — голубым: например, в выражении 2 + (3 — 5) * 7 — 13 (см. пример 9.5).

10    Напишите программу для решения задачи. Задана строка цифр. Вывести четные цифры синим цветом, а нечетные — голубым (например, 128235). Сколько в строке нечетных цифр? (См. примеры 9.3 и 9.5.)

11* Вводится текст, слова в котором разделены пробелами, после слов могут стоять точки или запятые. Напишите программу, которая выведет синим цветом те буквы «а», которые являются последними буквами слова, остальные символы текста выве­сти голубым цветом (например, в скороговорке На дворе — трава, на траве — дрова). Какой процент от общего количества слов составляют слова, заканчивающиеся на букву «а»?

12    Напишите программу, которая заменит в заданном тексте каждую букву «а» сим­волом «*» (см. пример 9.6).

13    Напишите программу, которая заменит в заданном тексте каждую цифру симво­лом «?» (см. примеры 9.5 и 9.6).

14    Напишите программу, которая заменит в заданном тексте из латинских букв все вхождения «х» на «ks» (см. пример 9.7).

15    Напишите программу, которая заменит в заданном тексте из латинских букв все вхождения «ing» на «ed» (см. пример 9.7).

16* Напишите программу для решения задачи. В заданном тексте заменить все сло­ва А1 на слова А2 (слова в тексте разделены пробелами, слова А1 и А2 вводятся).

17    Напишите программу, которая удалит из текста все гласные буквы (см. примеры 9.5 и 9.9).

18    Напишите программу, которая удалит из текста все знаки «+», непосредственно за которыми стоит не цифра.

19    Напишите программу, которая в заданном тексте после каждой латинской буквы «q» добавит букву «и» (см. пример 9.10).

20    Напишите программу, которая в заданном тексте после каждого знака препина­ния («.», «,», «:», «;») вставит пробел, если его там нет (см. пример 9.10).

21    Измените функцию checkPalindrom из примера 9.11 так, чтобы слова, которые начинаются на заглавную букву, тоже считались палиндромами, например «Анна», «Алла».

22    Добавьте в программу из примера 9.11 подсчет количества выведенных палин­дромов.

23″ Фразы-палиндромы читаются одинаково слева направо и справа налево без уче­та пробелов и знаков препинания. Например: «Кулинар, храни лук» или «А роза упала на лапу Азора». Напишите программу, которая определит, является ли фраза палин­дромом.

24    Напишите программу, которая проверяет, является ли данный текст записью чис­ла. В непустой текст могут входить только цифры или буквы. Если да, то требуется проверить, делится ли данное число на 4, иначе вывести соответствующее сообще­ние. Для проверки делимости на 4 использовать признак делимости: число делится на 4, если двузначное число, состоящее из последних двух цифр исходного числа, делится на 4 (см. пример 9.13).

25    Измените программу из упражнения 20 так, чтобы проверялась делимость на 2, 3, 5, 6, 8, 12 (используйте соответствующие признаки делимости).

26    Дан текст. Напишите программу, которая проверит, может ли быть этот текст за­писью вещественного числа.

27    Напишите программу для решения задачи. Строка представляет собой запись следующего вида: «а ± b». Найти значение выражения. Вместо знака «±» может быть знак «+» или знак «-». Числа а и b являются целыми и состоят не более чем из де­вяти цифр (см. пример 9.14).

28    Напишите программу для решения задачи. Строка представляет собой запись следующего вида: «(а + b) / с». Выделить из записи числа и найти целочисленное значение выражения и остаток от деления. Числа, входящие в выражение, являются целыми и состоят не более чем из девяти цифр (см. пример 9.14).

[свернуть]

Книжные интернет-магазины предлагают купить.