Информатика. 9 класс. Часть 1. Горячев А.В., Островский С.Л. и др.

Учебник «Информатика» для 9 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Является продолжением непрерывного курса информатики и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Содержание учебника представлено в виде отдельных учебных модулей, из которых учитель может выбрать нужные в соответствии с требованиями основной образовательной программы школы. Учебный материал предлагается на необходимом и повышенном уровнях.

Информатика. 9 класс. Часть 1. Горячев А.В., Островский С.Л. и др.

Информатика. 9 класс. Часть 1. Горячев А.В., Островский С.Л. и др.

Составление алгоритмов обработки строковых величин

Современные текстовые редакторы позволяют получить статистику по символам и словам в документе (при­мер 9.1).

Грамотный набор текста предпола­гает наличие только одного пробела между словами. В правильно набран­ном тексте количество слов будет на единицу больше, чем количество про­белов.

VI.   Тестирование (для проверки можно скопировать текст абзаца из документа Word).

Окно вывода

Введите текст — st

Современные текстовые редакторы позволяют получить статистику по символам и словам в документе (пример 9.1). Грамотный набор текста предполагает наличие одного пробела между словами. В таком тексте количество слов будет на 1 больше количества пробелов. В тексте 34 слов Пример 9.2. Написать программу, которая определит количество слов в тексте, если между любыми двумя словами ровно один пробел. Предпо­лагается, что в тексте есть хотя бы одно слово.

Этапы выполнения задания

I. Исходные данные: строка текста st.

II.  Результат: количество слов k.

III.  Алгоритм решения задачи.

1. Вводим исходные данные.

2.  Определяем длину строки.

3. Задаем начальное значение счетчика k = 1 (в тексте есть хотя бы одно слово).

4. С помощью цикла for про­сматриваем каждый символ в строке. Если текущий символ — пробел, то увеличиваем значение счетчика количества слов.

5.  Выводим результат.

IV. Описание переменных: st — string, n, k — integer.

Пример 9.3. Написать программу, которая определит, каких знаков пре­пинания в тексте больше — точек или запятых.

Этапы выполнения задания

I. Исходные данные: переменная st (текст).

II.  Результат: сообщение о том, ка­ких знаков больше.

III.  Алгоритм решения задачи.

1. Вводим исходные данные.

2.  Определяем длину строки.

3. Инициализируем два счетчи­ка нулями (для точек и запятых).

4. В цикле for проверяем каж­дый символ строки st.

4.1.     Если встретилась точка, то увеличиваем значение счетчи­ка k1 на 1.

4.2.      Если встретилась запя­тая, то увеличиваем значение счетчика k2 на 1.

5. Сравниваем полученные зна­чения счетчиков и выводим резуль­тат.

IV. Описание переменных: st — string, n, k1, k2 — integer.

Для лучшего запоминания малень­кими детьми гласных и согласных букв их часто окрашивают в разные цвета: гласные — красным, а соглас­ные — синим (пример 9.4).

Пример 9.5. Написать программу, которая выведет в заданном слове со­гласные буквы синим цветом, а глас­ные — красным (в слове не встреча­ются «ь» и «ъ»). Посчитать количе­ство гласных букв во введенном слове.

Этапы выполнения задания

I.  Исходные данные: переменная s (слово).

II.  Результат: слово, в котором бук­вы выводятся разными цветами, и со­общение о количестве гласных букв.

III.  Алгоритм решения задачи.

1. Вводим исходные данные.

2.  Определяем длину строки.

3.  Создаем дополнительную стро­ку, в которой хранятся все гласные буквы: g := 4.  Инициализируем счетчик гласных букв k := 0.

5.  В цикле for проверяем каж­дый символ слова s.

5.1. Находим позицию те­кущего символа из строки s

Пример 9.3.

VI.  Тестирование (для проверки можно скопировать текст абзаца из документа Word).

Окно вывода

Введите текст

Для книжных стилей и письменной речи характерны сложные предложения, которые позволяют сделать речь более информативной и выразительной. Если текст состоит в основном из простых предложений, то в нем будут преобладать точки. В сложных предложениях, которые содержат несколько грамматических основ, встречаются запятые. Запятых больше

VI. Тестирование. «Привет». Результат:
Ввести
Поскольку текст выводится в гра­фическом окне, то можно задавать не только цвет символов, но также шрифт и размер символов. Использование ко­манды TextOut позволит выводить символы текста в произвольном месте графического окна. Например, так:

SetFontColor(clGreen) ; writeln (‘Количество гласных — ‘, k); end.

в строке g (переменная p). Если значение p Ф 0, то текущий сим­вол встретился в строке с глас­ными буквами и, следовательно, сам является гласной. Если p = 0, то символ — согласная.

5.2. Если символ являет­ся гласной буквой, то выводим его на экран красным цветом и увеличиваем значение счетчика гласных букв на 1, если символ является согласной буквой, то выводим его синим цветом.

6. Выводим результат.

IV. Описание переменных: s, g — string, n, k, p — integer.

9.2. Преобразование строк

При записи вещественных чисел на уроках математики в качестве раз­делителя целой и дробной части ис­пользуется символ «запятая». В язы­ке программирования Pascal раздели­телем является точка.

Пример 9.6. Написать програм­му, которая заменит в строке с веще­ственными числами запятые на точ­ки. Например, из числа 23,5 должно получиться число 23.5.

Этапы выполнения задания

I. Исходные данные: переменная st (введенная строка).

II.  Результат: преобразованная строка.

III.  Алгоритм решения задачи.

1. Вводим исходные данные.

2.  Вычисляем длину строки.

3.   В цикле for проверяем каж­дый символ строки st. Если теку­щий символ текста запятая, то за-

меняем его на точку. Другие сим­волы оставляем без изменения. 4. Выводим результат.

IV. Описание переменных: st — string, n — integer.

Во всех текстовых редакторах реа­лизована функция «заменить». При выполнении этой команды некоторые символы из строки удаляются, а вме­сто них вставляются другие символы.

Пример 9.7. Написать программу, которая заменит в тексте каждую цифру 2 словом «два».

Этапы выполнения задания

I. Исходные данные: переменная st (введенный текст).

II. Результат: преобразованный текст.

III.  Алгоритм решения задачи.

     Вводим исходные данные.

      Поскольку удалять мы будем один символ, а вставлять три, то длина строки будет изменяться при обработке строки. Количество по­вторений цикла заранее не извест­но, поэтому будем использовать цикл while. Счетчик цикла будет изменяться от 1 до длины строки.

      В цикле while проверяем каждый символ текста st.

3.1.      Если текущий символ текста «2», то удаляем его и вставляем подстроку «два».

3.2.    Переходим к следующе­му символу.

4.   Вывод результата.

IV.  Описание переменных: st — string, i — integer.

При правильном наборе компью­терного текста между любыми двумя

Преобразование строк в числа и чисел в строки

Числовые данные используются для выполнения арифметических опе­раций. Если символы цифр записаны в строковую переменную, то выпол­нять вычислительные действия с ни­ми нельзя. Но можно преобразовывать строки, содержащие символы цифр, в числа и числа в строки, используя ни­жеперечисленные команды[1].

Команда
Описание
Функции преобразования числа a к строковому представлению
FloatToStr(а)
Число a — вещественное
IntToStr(а)
Число a — целое
Функции преобразования строкового представления числа к числовому значению
StrToFloat(s)
Строка s — запись вещественного числа
StrToInt(s)
Строка s — запись целого числа
Процедуры преобразования типов
Str(v,s);
Преобразование числа в строку
Val(s,v,er);
Преобразование строки в число

Результат:

246 3.8

При использовании процедур пре­образования Str(v, s) и Val(s,v, er) тип числа определяется его записью.

Преобразование Str(v,s) возможно для любых доступных числовых типов.

Использование этих команд пока­зано в примере 9.12.

В строковых переменных легко производить такие операции, как уда­ление, вставка или замена символа. Вставка, замена или удаление цифры
из числа производятся сложнее. При необходимости число можно преобра­зовать в строку, выполнить необходи­мые действия и преобразовать строку обратно в число.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.