Информатика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Босова Л.Л.

Сборник самостоятельных и контрольных работ для 9 класса входит в состав УМК по информатике для основной школы (5-6, 7-9 классы), включающий (для каждого года обучения) учебники, рабочие тетради, задачники, практикумы, электронные приложения и методические пособия. Пособие составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Структура многих заданий самостоятельных и контрольных работ аналогична структуре контрольно-измерительных материалов, используемых при государственной итоговой аттестации, что способствует подготовке школьников к ВПР и сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) по информатике.

Информатика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Босова Л.Л.

Информатика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Босова Л.Л.

Строковые величины

В первых языках программирова­ния строкового типа данных не было; программист должен был сам строить функции для работы со строками.

В 1962 г. был разработан язык SNOBOL (StriNg Oriented symBOlic Language), ориентированный на рабо­ту со строками. В конце 60-х гг. ХХ в. строковые типы данных появились в языках Algol и Fortran.

Две строки, в отличие от двух чисел, нельзя прочитать с помощью одной команды read, поскольку пробел для строк не разделитель, а такой же сим­вол, как и все остальные. Необходимо использовать две команды readln.

Если использовать две команды read, то первая строка будет считана так, как нужно, а вторая строка будет пустой (она не будет вводиться). Это происходит потому, что первая коман­да read считывает данные до нажатия клавиши Enter. Вторая команда read прочитает один символ — символ на­жатия клавиши Enter.

7.1. Ввод, вывод, присваивание строковых величин

Современные компьютеры способ­ны обрабатывать данные, представ­ленные различными способами: чис­ла, тексты, графику, звуки. Вы уже знаете, как на языке программирова­ния Pascal можно работать с целыми и вещественными числами, выполнять простейшие графические построения. Обработка текстовых данных являет­ся сегодня наиболее актуальной — это обработка различных поисковых за­просов в Интернете, перевод текстов с одного языка на другой, озвучивание компьютером печатного текста и др.

В языке Pascal для работы с тек­стовыми данными используется тип string (строка). Строки состоят из на­бора последовательно расположенных символов и используются для хране­ния текста. Они могут иметь произ­вольную длину. Строка, в которой нет ни одного символа, называется пустой.

Строка описывается следующим образом:

var <имя строки>: string; Для ввода и вывода строки ис­пользуются те же команды, что и для ввода и вывода чисел: read (readln) и write (writeln) (пример 7.1). Ввод данных всегда заканчивается нажатием клавиши Enter, которой соответствует специальный символ: Ц. Команда read считывает символы в строку до тех пор, пока не встретится этот специальный символ. Команда readln отличается тем, что считывает не только данные в строку, но и символ нажатия Enter. Сам символ Ц к строке не приписывается.

Переменной строкового типа можно присвоить значение с помощью коман­ды присваивания. Значение строковой величины записывается в апострофах. Пустая строка задается следующим об­разом: s := »;

Запись поясняющего текста при выводе в команде write является строковой константой. К символам в строке можно обращаться, используя индекс. Нумерация символов начи­нается с единицы, s[i] соответствует i-му символу в строке s (пример 7.2).

Пример 7.3. Написать программу, которая спросит имя пользователя и выведет приветствие, обращаясь по имени.

Этапы выполнения задания I. Исходные данные: imja — стро­ка, в которой будет храниться введен­ное имя.

Пример 7.1. Введем строку s и вы­ведем ее значение. var s: string; begin

writeln(‘Введи строку’); readln(s) ;

writeln(‘Ввели строку: ‘, s); end.

Результат работы:

Окно вывода

Введи строку Pascal

Ввели строку: Pascal

Пример 7.2. Вывести третий символ строки «Информатика».

VI.  Тестирование.

Запустить программу и ввести зна­чение «Катя». Результат:

Окно вывода

Как тебя зовут? Катя

Привет, Катя

Пример 7.4. Порядок расположения групп символов в таблице символов.

1.  Пробел.

2.  Символы цифр.

3.  Заглавные латинские буквы.

4.  Строчные латинские буквы.

5.  Заглавные русские буквы.

6.  Строчные русские буквы.

В нижеприведенной таблице симво­лов выделен пробел, имеющий код 32. Далее видно расположение цифр и ла­тинских букв.

II. Результат: строка с приветствием.

III.  Алгоритм решения задачи.

1. Ввод имени.

2.  Вывод строки с приветствием.

IV. Описание переменных: imja — string.

7.2. Сравнение и сложение строко­вых величин

Так же как и для других типов данных, для строк определены свои операции — действия, которые можно выполнять с данными типа string. Для строкового типа такими операци­ями являются сравнение и сложение.

Для сравнения строк нужно уметь сравнивать символы. Все символы за­писаны в таблице символов (в докумен­те Word эту таблицу вы использовали для вставки символа, отсутствующего на клавиатуре). Каждый символ в та­блице имеет свой код (номер), и при сравнении символов сравниваются их коды — номера в таблице символов.

В таблице символов, которую ис­пользует PascalABC, 65536 символов (стандарт Юникод — англ. Unicod). Запомнить, в каком порядке записа­ны символы, невозможно. Достаточно знать, как расположены группы наи­более часто употребляемых символов. В примере 7.4 приведены некоторые группы символов в порядке их рас­положения в таблице.

Строки сравниваются посимвольно. Сначала сравниваются первые сим­волы двух строк. Если символы раз­личны, то больше та строка, символ которой имеет больший номер. Если
символы одинаковые, то переходят к сравнению следующих символов. Сравнение заканчивается, когда най­дены различные символы или в одной из строк закончились символы — в этом случае больше та строка, в кото­рой символы остались. Если при срав­нении символов различия не найдены и строки закончились одновременно, то они равны (пример 7.5). Порядок, в котором меньшая строка предшеству­ет большей, называют лексикографи­ческим. Это название он получил по аналогии с размещением по алфавиту в словаре.

При сравнении строк следует пом­нить, что заглавные и строчные бук­вы — это разные буквы, поскольку имеют различные номера в таблице символов. Поэтому строки ‘мама’ и ‘Мама’ будут различными, а неравен­ство ‘мама’ > ‘Мама’ будет верным (у буквы ‘м’ код 236, а у ‘М’ — 204). Для проверки правильности срав­нения строк можно воспользоваться программой из примера 7.6.

Пример 7.7. Написать программу, которая спросит имя пользователя, его пол, а затем поздоровается с ним, выводя красным цветом женские име­на, а синим — мужские.

Этапы выполнения задания

I.  Исходные данные: переменные imja (имя пользователя) и pol (пол пользователя).

II.  Результат: строка с приветствием.

III.  Алгоритм решения задачи.

Частично задача совпадает с при­мером 7.3, поэтому возьмем решение

Пример 7.6. Сравнение строк.

VI.  Тестирование.

Запустить программу и ввести зна­чения Республика Беларусь и Минск. Результат:

Окно вывода

Введите название государства Республика Беларусь Введите название столицы Минск

Столица государства Республика Беларусь — город Минск

из этого примера и изменим его. Цвет для текста можно задавать только в графическом окне, поэтому подклю­чим графический режим.

1. Ввод исходных данных.

2.  Сравнение переменной pol со значением ‘ж’. Если результат срав­нения — истина, то устанавливаем красный цвет, иначе — синий.

3.  Вывод строки.

IV. Описание переменных: imja, pol — string.

Для строк определена операция сложение (конкатенация). Обозначает­ся операция знаком «+». В результате сложения двух строк получается но­вая строка, в которой после символов первой строки будут записаны симво­лы второй строки. Результат данной операции зависит от порядка слагае­мых (пример 7.8).

Пример 7.9. Написать программу, которая просит ввести название госу­дарства и его столицу, затем выводит сообщение:

Столица государства … — город … .

Вместо многоточия должны быть выведены соответствующие значения.

Этапы выполнения задания

I.  Исходные данные: переменные str (название государства) и gor (на­звание города).

II.  Результат: переменная s (итого­вая строка).

III.  Алгоритм решения задачи.

1.  Ввод исходных данных.

2.  Создание итоговой строки.

3.  Вывод строки.

IV. Описание переменных: str, gor, s — string.

1. Как описываются строковые переменные?

2.  Из чего состоят строки?

3.  Какие операции возможны над строками?

4.  Как упорядочены символы в таблице символов?

5.  Как сравниваются строки?

6.  Что является результатом сложения двух строк?

 

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.