Информатика. 9 класс. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Учебное издание предназначено для изучения предмета «Информатика» в 9 классе (базовое и углублённое изучение). Входит в состав УМК по информатике для 7-9 классов, включающего авторскую программу, учебные издания, рабочие тетради, практикум, электронные ресурсы и методическое пособие. Содержание учебного издания является продолжением курса 8 класса. В нем рассматриваются вопросы, связанные с кодированием информации, программированием, робототехникой; работа с табличными процессорами и подготовка электронных документов. Значительное внимание уделяется систематической подготовке школьников к государственной итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

Информатика. 9 класс. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Информатика. 9 класс. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Числовые данные

В электронных таблицах можно производить вычисления с целыми и действительными числами. Числовы­ми данными также являются дата и время.

Действительные числа можно запи­сывать двумя способами: в числовой или в экспоненциальной форме. Чис­ловая форма предполагает наличие у числа целой и дробной части, разде­ленных запятой. В экспоненциальной форме число представляется в виде мантиссы, умноженной на 10 в сте­пени, равной порядку (пример 11.3). При записи таких чисел в ячейку электронной таблицы сначала рас­полагается мантисса, затем буква Е (латинская), после нее — порядок. Excel автоматически приводит к экс­поненциальному виду очень большие или очень маленькие по значению числа. Если вы введете в ячейку та­блицы 10 000 000 000, то это число автоматически преобразуется в форму 1Е+10, а число 0,0000000001 — в фор­му 1Е-10.

В ячейку таблицы можно ввести смешанную дробь. Например, для

ввода дроби 3-9 нужно набрать 3, за­тем «пробел» и 5/9. В строке формул такое число будет отображаться в ви­де десятичной дроби (пример 11.4).

11.4.   Последовательности

Часто при работе с электронными таблицами приходится работать с по­следовательностями чисел, дат, тек­стов. Например, необходимо прону­меровать строки или столбцы, ввести все числа месяца или названия дней недели. Многие такие последователь­ности табличный процессор Excel рас­познает автоматически. Достаточно ввести первые элементы последова­тельности, а затем с помощью марке­ра заполнения расширить диапазон в строке или столбце. Маркер заполне­ния — маленький квадратик в ниж­нем правом углу активной ячейки или выделенного диапазона (пример 11.5). При наведении указателя мыши на маркер заполнения указатель прини­мает вид:

Для ввода последовательности нуж­но выполнить следующие действия:

1.  Ввести начало последователь­ности (обычно достаточно заполнить одну, две или три ячейки).

2.  Выделить маркер заполнения.

3.  Переместить маркер заполнения, удерживая нажатой левую кнопку мыши.

По мере заполнения ячеек будут появляться подсказки с данными, ко­торые будут введены в последнюю вы­деленную ячейку (пример 11.6, 11.7).

Редактировать введенную в ячейку информацию можно двумя способами: непосредственно в ячейке и используя строку формул. Для этого в активной ячейке нужно нажать клавишу F2 или выполнить двойной щелчок мы­шью по ячейке. В ячейке появится текстовый курсор, используя который можно изменять данные в ячейке. Для редактирования информации с помощью строки формул нужно сде­лать ячейку активной, а затем щел­кнуть левой клавишей мыши по стро­ке формул (пример 11.10).

Пример 11.11. Контекстное меню ячейки.

Для замены информации в ячейке достаточно сделать ее активной, а за­тем ввести новую информацию. Для удаления всей информации из ячей­ки также нужно сделать ее актив­ной, а затем нажать клавишу Delete или выбрать команду Очистить со­держимое в контекстном меню ячей­ки (пример 11.11). Если требуется изменить введенную формулу, то ее редактируют так же, как данные в ячейке.

1.  Как ввести целое число?

2.  Как ввести дробь в ячейку электронной таблицы?

3.  Чем отличаются числовой и экспоненциальный форматы числовых данных?

4.  Из каких элементов состоит формула в электронной таблице?

5.  Как ввести формулу в ячейку электронной таблицы?

6.  Что такое ссылка?

7.  Как ввести последовательности в ячейки электронной таблицы?

8.  Как изменить данные в ячейке электронной таблицы?

3      Преобразуйте таблицу из предыдущего упражнения для решения следующей за­дачи: «В воде массой 40 г растворили сахар массой 10 г. Определить массовую долю сахара в этом растворе».

Массовая доля нитрата натрия в растворе
4      Создайте электронную таблицу для решения следующей задачи: «При спокойном дыхании в легкие человека поступает около 500 см3 воздуха. Состав вдыхаемого воздуха распределяется следующим образом: O2 — 20,94 %, CO2 — 0,03 %, N2 — 79,03 %. Определить, сколько кубических сантиметров каждого газа вдыхает человек».

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.