Информатика. 9 класс. Махмудзаде Р. и др.

Учебник по предмету Информатика для 9-го класса общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОДИРОВАНИЕ
2. КОМПЬЮТЕР
3. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ
4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ
5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Обобщающие вопросы и задания.
Известные алгоритмы
Словарь терминов

Информатика. 9 класс. Махмудзаде Р. и др.

Информатика. 9 класс. Махмудзаде Р. и др.

Моделирование

Моделирование — процесс соз­дания и использования моделей для решения научных и практических задач.

Жизнь постоянно ставит перед че­ловечеством самые разные задачи. Моделирование позволяет решать эти задачи быстрее и с меньшими затра­тами средств.

Варианты решения возникающих задач все чаще проверяются на мо­делях, потому что испытания слож­ных и дорогостоящих систем требуют больших затрат и не всегда возможны в принципе (пример 20.1).

Хорошо известен пример использо­вания моделирования при строитель­стве купола Флорентийского собора (пример 20.2).

Пример 20.1. Для изучения сейс­мической устойчивости зданий их не разрушают, а строят и испы­тывают на вибрационном стенде модели.

Пример 20.2. В эпоху итальянского Возрождения при сооружении купо­ла Флорентийского собора архитектор Филиппо Брунеллески использовал его модель как образец.

Существуют задачи, для решения которых модель исследовать не нужно. В таких задачах модели используют­ся в других целях. Например, в музе­ях и при проектировании макеты зда­ний используются для демонстрации.

Модель создается для того, чтобы отразить информацию о некоторых свойствах моделируемого объекта или процесса.

Адекватность модели — степень соответствия свойств модели тем свойствам объекта-оригинала, кото­рые она отражает.

Оценка адекватности модели может быть самой разной: от неадекватности и частичной адекватности до полной адекватности.

Частичная адекватность может возникать, когда численные значения свойств модели и оригинала отлича­ются на небольшую величину (при­мер 20.4).

Научные методы в моделировании

В процессе моделирования любая модель сначала создается в сознании исследователя и является мысленной. Этого достаточно только при решении простых задач (пример 20.5). Для ре­шения более сложных задач нужно строить и документальную модель (пример 20.6).

При создании очень сложных мо­делей обычно используются научные методы, формулы, законы. Каждая наука при описании фактов и явле­ний пользуется своим языком (при­мер 20.7).

Используемую при создании моде­ли науку обычно указывают (мате­матика, биология и др.), или модель получает название (математическая, биологическая и др.). Если модель с конкретной отраслью знаний не свя­зана, то ее называют простейшей.

20.3. Этапы компьютерного моделирования

В настоящее время компьютерные информационные модели являются основным видом моделей, используе­мых для моделирования.

Процесс компьютерного моделиро­вания всегда занимает какое-то время и проходит в несколько этапов. Основ­ными из них являются:

1.  Постановка задачи.

2.  Выбор плана создания модели.

3.  Создание модели.

4.  Исследование модели.

5.  Получение решения задачи.

Постановка задачи — необходимый

этап, который придает определен­ность всему процессу моделирования.

Для создания реальной компью­терной модели, конечно, необходимо мысленное представление о ней. Это будет мысленная модель. Чтобы по мысленной модели получить компью­терную, могут понадобиться и другие виды моделей (пример 20.8).

Что такое моделирование?

2.  Почему моделирование позволяет решать сложные задачи быстрее и с мень­шими затратами средств?

3. Как используемые при моделировании законы некоторой науки отражаются в названии модели?

4.  В чем состоит план создания модели в процессе моделирования?

Упражнения

1    Приведите примеры использования моделирования.

2    Перечислите этапы моделирования.

3      Приведите примеры задач, при решении которых вслед за мысленной моделью сразу можно построить компьютерную модель.

4      Приведите примеры задач, при решении которых компьютерную модель невоз­можно построить сразу после мысленной модели.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.