Информатика. 8 класс. Часть 1. Горячев А.В., Макарина Л.А. и др.

Учебник предназначен для учащихся 8-го класса образовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является продолжением непрерывного курса информатики и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Содержание учебника представлено в виде отдельных учебных модулей, из которых учитель может выбрать нужные в соответствии с требованиями основной образовательной программы школы. Учебный материал предлагается на необходимом и повышенном уровне.

Информатика. 8 класс. Часть 1. Горячев А.В., Макарина Л.А. и др.

Информатика. 8 класс. Часть 1. Горячев А.В., Макарина Л.А. и др.

Решение прикладных задач

Научитесь использовать встроенные функции для решения задач с применением электронных таблиц; использовать различные типы и форматы данных для решения задач в электронных таблицах; строить графики функций, заданных в таблице.

Усиление прикладной направленности курса информатики — это осу­ществление связи теории с практикой. Поэтому прикладные задачи по­зволяют осознать сущность будущей профессиональной деятельности.

1.   Заполните формулами пустые ячейки. Для всех данных установ­лен формат ячеек:

—    числовой формат — числовой;

—    число десятичных знаков — 1.

2.  Для расчета количества выпавших осадков, которые меньше 15 мм «засуха», воспользуйтесь статистической функцией ЕСЛИ СЧЕТ.

3.  Заполните столбец Прогноз, применив вложенную функцию ЕСЛИ:

—    засуха, если количество осадков <15 мм;

—   дождливо, если количество осадков >70 мм;

—    нормально в остальных случаях.

4.  Представьте данные таблицы Количество осадков (мм) графически, расположив диаграмму на Листе 2. Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению.

5.    Переименуйте Лист 1 в Метео, Лист 2 — в Диаграмма. Удалите лишние листы рабочей книги.

6.   Установите ориентацию листа — альбомная.

7.   Сохраните таблицу под именем Метео.

Следующая задача применяется при анализе данных, когда нужно их отнести к тому или иному относительному диапазону. Такая задача воз­никает, например, при количественной оценке качества продукции, при распределении премии, при выставлении оценок и т.д.

Представим, что учащиеся на уроках технологии изгото­вили некоторое количество поделок. Нужно оценить их труд в зависимости от объема поделок:

—     учащиеся, попавшие в верхний 20%-й участок диапазона изготовленных поделок, получают оценку «отлично»;

—    учащиеся, попавшие в последние 10%, получают оценку «удовлетворительно»;
функцию, реализующую цели задания. Выработку числа поделок обозначим буквой X. Иллюстрация техники вычисления Ххпр и Хотл, являющиеся рубежами диапазонов «хорошо» и «отлично», пред­ставлена на рисунке 41.                    х

Рис. 41. Разбиение диапазона данных

Отсюда функция для ячейки С2 будет выглядеть так: С2=ЕСЛИ(В2>(МАКС(В$2:В$10)- МИН(В$2:В$10))*90%; «отлично»; ЕС- ЛИ(В2>МИН(В2:В10)+20%*(МАКС(В$2:В$10)-МИН(В$2:В$10)); «хоро­шо»; «удовлетворительно»)).

Выполните сортировку по возрастанию по полю Имя (рис. 42). Что произошло? Поменялся ли список имен? Какой тип диа­граммы лучше применить для таблицы?

Знание и понимание

1.  Какие задачи называют прикладными?

2.  Приведите примеры прикладных задач.

3.  Что такое разбиение диапазона данных?

4.  Рассмотрите таблицу расчета заработной платы (табл. 15). Заполните в ячейках используемые функции для расчета заработной платы.

3.   Удалите остальные листы:

—   В контекстном меню выберите пункт Удалить.

4.   Введите все слова кроссворда. Каждая буква вводится в отдельную ячейку таблицы.

5.   Выделите все буквы:

—Сначала выделите мышкой одно слово, затем, удерживая клавишу Ctrl, выделите остальные слова кроссворда.

6.   Установите границы:

—Командой Границы из группы Шрифт вкладки Главная выбери­те из списка границ пункт Все границы (рис. 43).

Рис. 43. Установка границы кроссворда

7.  Сделайте ячейки кроссворда в виде квадратиков. Для этого выдели­те столбцы, где находятся слова кроссворда:

—   Установите курсор на имя столбца D. Нажмите на левую кнопку мыши и выделите область до столбца K.

8.    Поставьте курсор между любыми буквами D и E (можно взять любые другие буквы выделенного диапазона) так, чтобы появился крестик

9.  С нажатой левой кнопкой мыши передвиньте крестик, чтобы умень­шить ширину столбца на 40 пикселей.

10.   Увеличьте высоту строк аналогично уменьшению ширины столб­цов, чтобы получилась ячейка в виде квадрата.

Рис. 44. Отформатированный кроссворд

11.  Выровняйте буквы по центру ячеек:

— Выделите весь кроссворд.

—   Выполните команду Выровнять по центру = командой из группы Выравнивание вкладки Главная (рис. 44).

12.   Вставьте придуманные задания в примечания:

Рис. 45. Вставить примечание

—Активируйте ячейку с буквой И (D3).

— В контекстном меню ячейки выберите пункт Вставить примеча­ние (рис. 45).

— В появившемся окне с красным треугольником замените текст на задание (например, введите определение Интернета — это Глобаль­ная компьютерная сеть).

— Так же вставьте примечания в ячейки с буквами Ш (D7) и Т (F3) — Организация образования.

13. Задайте условное форматирование ячейке для ввода нужной буквы.

— Выделите букву И (D3).

— Выполните команду Условное форматирование — Правила выде­ления ячеек — Равно из группы Стили вкладки Главная (рис. 46).

Рис. 46. Условное форматирование

— В появившемся окне Равно (рис. 47) вставьте букву И, затем вы­берите формат и нажмите OK.

— То же сделайте с остальными буквами кроссворда.

Рис. 47. Условное форматирование Равно

14. В ячейки слева или выше слова поставьте какой-нибудь символ, который будет отображаться при правильном наборе слова.

—  Например, поставьте курсор в ячейку М3. Выберите функцию ЕСЛИ на вкладке Формулы, нажав на команду Вставить функцию SHIFT + F3.

—В появившемся списке выберите Другие функции…

—  В окне Мастер функций выберите из категории Логические функцию ЕСЛИ.

— В окне Аргументы функции (рис. 48) поставьте курсор в область «Значение_если_истина» и наберите любой символ, например, у. Дан­ный символ будет выводиться, если ответ верный.

Рис. 48. Аргументы функции

—   Поставьте курсор в область Значение_если_ложь и наберите ка­вычки «».

— Поставьте курсор в область Лог_выражение и выберите функ­цию И (рис. 49).

— Слева в командной строке около функции ЕСЛИ откройте спи­сок, нажав на черную стрелку M, выберите Другие функции.

— В окне Мастер функций выберите логическую функцию И.

Рис. 49. Аргументы функции

— Поставьте курсор в область Логическое_значение1, выделите ячейку с буквой И. В области появится адрес ячейки, допишите =«И».

—   Перенесите курсор в следующую область Логическое_значение2, выделите ячейку с буквой Н. В области появится адрес ячейки, допи­шите =«н» и т.д. (рис. 50).

Рис. 50. Ввод формулы в ячейке M3 Рекомендации для выполнения задания

Составьте кроссворд в бумажном варианте. Например, в замечание введите вопрос кроссворда: 1) Организация образования — школа; 2) Глобальная компьютерная сеть — Интернет и т.д. Количество во­просов в кроссворде — от 5 до 7.

Запустите Excel.

2.  Переименуйте лист:

— Откройте контекстное меню, щелкнув правой кнопкой мыши по имени листа. Выберите команду Переименовать и введите имя Кроссворд.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.