Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Часть 1. Босова Л.Л.

Рабочая тетрадь для 9 класса наряду с учебником в печатной и электронной формах, электронным приложением к учебнику и методическим пособием входит в состав УМК по информатике для основной школы (5-6, 7-9 классы).
Представленная в рабочей тетради система заданий ориентирована на индивидуализацию учебного процесса и подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Часть 1. Босова Л.Л.

Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Часть 1. Босова Л.Л.

Сетевой этикет и меры безопасности в сети Интернет

В Интернете часто используют спе­циальные слова (сленг).

1. Для обозначения нарушений пра­вил сетевого этикета:

Флейм (англ. flame — пламя) — не­ожиданно возникшее активное обсуж­дение, при развитии которого участ­ники обычно забывают о первоначаль­ной теме, переходят на личности и не могут остановиться.

Флуд (англ. flood — наводнение) — сообщения, не несущие никакой по­лезной информации. Флуд может рас­пространяться с целью троллинга, т. е. из желания кому-либо досадить. Тех­нический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количе­ством запросов, приводящую к отказу работы сервиса (DDoS-атака).

Спам (англ. spam) — сообщения, присылаемые от неизвестных людей или организаций без разрешения. Ча­сто термин спам употребляется в значе­нии почтовый спам — рассылка элек­тронных писем, содержащих рекламу.

Оффтоп (англ. off topic — вне темы) — сетевое сообщение, не имею­щее отношения к заранее установлен­ной теме общения. Наиболее неодо- бряемой формой оффтопа являются рекламные сообщения.

Интернет — мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз, особенно для детей и молодежи. Агрессия, мо­шенничество, психологическое давле­ние — опасности, которые могут под­жидать в глобальной сети каждый день.

В 6-м классе вы познакомились с сетевым этикетом при работе с элек­тронной почтой, узнали, какие меры безопасности необходимо соблюдать, пользуясь электронным почтовым ящиком. Работая с различными облач­ными сервисами или общаясь по сети, нужно соблюдать такие же правила, как и при работе с электронной почтой.

Обезличенность при общении в Ин­тернете заставляет пользователей за­бывать, что они имеют дело не с маши­ной, а с реальными людьми. Правила сетевого этикета помогают достичь взаимопонимания и обеспечивают без­опасность общения. Основные из них:

1. Будьте вежливы и не забывайте об обязательных формулах привет­ствия, обращения, благодарности.

2.  Избегайте бессодержательных бесед, чтобы не тратить свое время и время собеседника.

3.  Пишите грамотно. Используйте проверку орфографии. Перед отправ­кой сообщения перечитайте текст.

4.  Без необходимости не пишите на транслите (т. е. не злоупотребляйте ис­пользованием букв алфавита другого языка). Не набирайте текст заглав­ными буквами. Не перегружайте со­общение смайликами.

5.  Сохраняйте анонимность при об­щении с незнакомцами.

Неосмотрительность и халатный подход к обеспечению безопасности в Интернете могут дать возможность преступникам совершить противо­правные действия. Сначала преступ­ник получает несанкционированный доступ к учетным записям в социаль­ных сетях, к электронному почтовому ящику, к аккаунтам и др. Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись и осуществляет рас­сылку контактам владельца взломан­ной учетной записи сообщения мо­шеннического характера.

Рекомендации, которые помогут снизить вероятность совершения про­тивоправных действий в Интернете:

1. Для выхода в сеть Интернет ис­пользуйте устройства, на которых установлены и постоянно обновляют­ся антивирусные программы.

2.  При посещении известных сайтов обращайте внимание на их внешний вид: возможно, это поддельная копия.

3. Вводите личную информацию только на веб-сайтах, которые рабо­тают с использованием защищенных

Хотлинк (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сер­вера. Этот прием используется недо­бросовестными веб-мастерами. При этом расходуются чужие ресурсы и трафик.

Оверквотинг (англ. overquoting) — избыточное цитирование.

2. Для обозначения противоправ­ных действий в Интернете:

ФишиЕг (англ. phishing—password + + fishing — выуживание паролей) — вид мошенничества с целью получения доступа к логинам и паролям пользо­вателей.

Киберсквоттинг (англ. cybersquat­ting) — регистрация доменных имен, содержащих торговую марку, принад­лежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недо­бросовестного использования.

Брутфорс (от англ. brute force — полный перебор) — метод атаки или взлома путем перебора всех возмож­ных вариантов пароля.

Кардинг (от англ. carding) — вид мошенничества с использованием чу­жой платежной карты или ее рекви­зитов.

Кликджекинг (англ. clickjacking) — механизм обмана пользователей Ин­тернета, позволяющий узнать контак­ты посетителей сайта еще до того, как они сами разместили их на сайте.

Руткит (англ. rootkit) — программа или набор программ для скрытия сле­дов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.

Фарминг (англ. pharming) — скрытое перенаправление на ложный IP-адрес.

Примеры мошенничества в Интер­нете:

1. Производится вирусная атака на компьютерные устройства, блокиру­ется браузер или операционная систе­ма, а на экране монитора появляется требование оплатить крупный штраф.

2. На электронный почтовый ящик приходит письмо, которое обещает: по­сле покупки обучающего курса мож­но уже завтра начинать зарабатывать огромные деньги. Помните, что ни­кто не будет рассказывать совершенно незнакомым людям, как заработать огромные деньги, мошенники просто зарабатывают деньги на продаже этих обучающих курсов.

Пример 5.1. Статьи Уголовного ко­декса

Статья 212. Хищение путем исполь­зования компьютерной техники.

Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации.

Статья 350. Модификация компью­терной информации.

Статья 351. Компьютерный саботаж.

Статья 352. Неправомерное завла­дение компьютерной информацией.

Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютер­ной системе или сети.

Статья 354. Разработка, использо­вание либо распространение вредонос­ных программ.

Статья 355. Нарушение правил экс­плуатации компьютерной системы или сети.

Анализ 3 млн созданных людьми восьмизначных паролей показал, что буква «е» была использована в паро­лях 1,5 млн раз, в то время как буква «f» — только 250 000 раз.

4.  Не используйте одинаковые ло­гины и пароли на различных сайтах.

5. Не используйте легкие пароли (да­ты рождения, номера телефонов и т. д.).

6.  Остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель; не открывайте вложения и не пере­ходите по ссылкам в таких сообще­ниях.

7. При поступлении сообщений от знакомых, содержащих просьбы о фи­нансовых операциях или о передаче финансовых реквизитов, обязательно проверяйте данную информацию по другим каналам связи (личная встре­ча, телефонный звонок, голосовая связь). Постарайтесь установить лич­ность собеседника с помощью кон­трольных вопросов, ответы на кото­рые могут быть известны только вам двоим.

Законодательством Республики Бе­ларусь определена мера ответствен­ности за следующие преступления в сети Интернет:

1.  Несанкционированный доступ к данным.

2.  Модификация (изменение) дан­ных без разрешения владельца.

3.  Умышленное уничтожение дан­ных, приведение их в непригодное со­стояние.

4.  Разработка, использование и рас­пространение вредоносных программ.

5.  Нарушение авторского права.

(Рассмотрите пример 5.1.)

Почему нужно соблюдать правила этикета при общении в сети Интернет? 2. Какие правила сетевого этикета не соблюдаются в приведенных ниже сооб­щениях?

3.  Какие меры необходимо предпринять, чтобы обезопасить свои учетные записи от действий мошенников?

4.  Каким должен быть безопасный пароль?

5.  Какие действия в сети Интернет определены законодательством Республики Беларусь как противоправные?

Упражнения

1      Приведите примеры, когда соблюдаются и не соблюдаются правила сетевого эти­кета. Сделайте вывод.

2    Выберите из таблицы небезопасные пароли.

sdfghjkl
password
qS8+njiPh
12345678
Yn2004
 Создайте текстовый документ, содержащий пояснение вашего выбора для каж­дого пароля.

3    Подготовьте презентацию на тему «Сетевой этикет».

4      С помощью сервиса Google Формы создайте анкету на тему «Безопасность в сети Интернет».

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.