Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Часть 2. Босова Л.Л

Часть 2.
Глава 2. Алгоритмизация и программирование 5
Задания к § 2.3. Конструирование алгоритмов 6
Задания к § 2.4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль 16
Задания к § 2.5. Алгоритмы управления 19
Глава 3. Обработка информации в электронных таблицах 23
Задания к § 3.1. Электронные таблицы 24
Задания к § 3.2. Организация вычислений в электронных таблицах 34
Задания к § 3.3. Средства анализа и визуализации данных 46

Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Часть 2. Босова Л.Л.

Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса. Часть 2. Босова Л.Л.

Алгоритмы обработки строковых величин

§ 6. Основные алгоритмические конструкции и типы данных

6.1. Основные алгоритмические конструкции

Напомним некоторые определения, известные вам из курсов 7-го и 8-го классов.

Алгоритм — конечная последова­тельность команд, формальное выпол­нение которых позволяет получить решение задачи для любого допусти­мого набора исходных данных. Все команды делят на группы:

1.  Команды, которые непосред­ственно выполняются в программе.

2.  Команды, изменяющие порядок выполнения других команд.

Любой алгоритм может быть запи­сан с использованием базовых алго­ритмических конструкций, а именно: следование, цикл и ветвление (при­мер 6.1).

Программа представляет собой запись на некотором формальном языке — языке программирования. Командами в языке программирова­ния считают:

•       операторы (оператор присваива­ния, оператор ветвления, оператор цикла и др.);

•       вызовы вспомогательных алгорит­мов (встроенных в библиотеки и соз­данных пользователем).

Пример 6.1. Блок-схемы алгорит­мических конструкций.

1. Следование
2. Цикл

1) цикл с параметром

Команда(ы)
2) цикл с предусловием

3. Ветвление

Команды цикла и ветвления управ­ляют порядком выполнения других команд в программе и относятся

к командам управления (управляю­щим конструкциям) (пример 6.2).

Оператор ветвления — команда, реализующая алгоритмическую кон­струкцию ветвление на языке про­граммирования.

Оператор цикла — команда, реа­лизующая алгоритмическую кон­струкцию повторение на языке про­граммирования.

В Pascal существуют различные возможности управлять тем, сколь­ко раз будет повторяться тело цикла. Может быть задано условие продол­жения или окончания работы цик­ла, а также число повторений тела цикла.

Цикл с предусловием используется в том случае, когда известно условие продолжения работы.

Цикл с параметром используется тогда, когда известно количество по­вторений.

6.2. Вспомогательные алгоритмы

Вспомогательный алгоритм — ал­горитм, который можно использовать в других алгоритмах, указав его имя и, если необходимо, значения параме­тров.

В языке Pascal используются вспо­могательные алгоритмы двух видов: процедуры и функции. Они могут быть с параметрами или без параме­тров (пример 6.3).

Описание процедур и функций повторяет структуру программы на языке Pascal. Оно может содержать раздел var для описания перемен­ных, которые используются только

Пример 6.2. Запись операторов вет­вления и цикла на языке Pascal. Ветвление в полной форме: if <условие> then begin

команды 1; end else begin

команды 2; end;

Ветвление в сокращенной форме

if <условие> then

begin

команды; end;

Цикл с предусловием while <условие> do begin

тело цикла; end;

Цикл с параметром Параметр увеличивается: for var i := N1 to N2 do begin

тело цикла; end;

Параметр уменьшается:

for var i : = N2 downto N1 do

begin

тело цикла; end;

Пример 6.3. Общий вид процедуры:

procedure <имя> (<список парамет­ров^ тип) ;

var <описание переменных> begin

<команды> end;

Общий вид функции:

function <имя> (<список парамет­ров^ тип): тип результата; var <описание переменных> begin

<команды>

<имя> := <значение>; end;

Функция должна содержать коман­ду вида <имя> := <значение>;. Эта ко­манда определяет, что функция долж­на вернуть в качестве результата.

Пример 6.4. Вызов процедуры и функции.

Вызов процедуры рисования круга:

Circle (250, 125, 30);

вызов функций для вычисления квадратного корня и синуса:

d := sqrt(2) * sin(x);

Пример 6.5. Целочисленные типы данных в PascalABC.

Дополнительно в PascalABC опреде­лен тип Biglnteger, который не огра­ничен диапазоном значений и разме­ром памяти.

Пример 6.6. Вещественные типы данных в PascalABC.

Функции, в отличие от процедур, в результате своего выполнения воз­вращают значение, которое может быть использовано в выражении. Вы­зов процедуры является отдельной ко­мандой (пример 6.4).

6.3. Типы данных

В языке Pascal используются раз­ные типы данных. Они нужны для выполнения различных операций — с каждым типом данных связан свой набор операций.

Для хранения различных типов данных в памяти компьютера отво­дится разное количество памяти. Вы уже использовали типы данных, ко­торые называют простыми. В таблице примера 6.5 приведены целочислен­ные типы данных, используемые в PascalABC.

Все целочисленные типы данных, представленные в таблице, можно разделить на две группы:

•       знаковые (диапазон значений ко­торых содержит как положительные, так и отрицательные числа);

• беззнаковые (диапазон значений содержит только неотрицательные числа).

Для каждого знакового типа есть беззнаковый, занимающий столько же памяти.

Вещественные типы данных позво­ляют хранить число, представленное в стандартном виде: a • 10n, где 1 J а < 10 и n (целое) есть порядок числа, за­писанного в стандартном виде (при­мер 6.6).

Значения типа boolean, который называют логическим, занимают 1 байт и принимают одно из двух зна­чений, задаваемых константами true (истина) и false (ложь).

Данные в программу пользователь может вводить с помощью команды read (readln). Для вывода данных ис­пользуется команда write (writeln).

Оператор присваивания использу­ется для того, чтобы задавать значе­ния переменным и вычислять значе­ние выражения.

При использовании в одном опе­раторе присваивания данных разных типов нужно помнить об их совмести­мости:

•       переменной целочисленного типа нельзя присвоить вещественное зна­чение;

•       для данных вещественных типов определены операции «+», «-», «*», «/»;

•       для данных целочисленных типов определены операции «+», «-», «*», «div», «mod».

Целочисленные типы могут быть преобразованы к вещественным, но не наоборот (пример 6.7).

Пример 6.8. Процедуры и функции для работы с порядковыми типами.

Функция
Описание
Ord(a)
Порядковый номер значения a
Pred(x)
Значение, предшествующее x
Succ(x)
Значение, следующее за x
 Процедура
Описание
Inc(i);
Увеличивает значе­ние переменной i на 1
Inc(i, n)
Увеличивает значение переменной i на n
Dec(i) ;
Уменьшает значение переменной i на 1
Dec (i, n)
Уменьшает значение переменной i на n

Пример 6.9. Фрагмент программы для работы с порядковыми типами.

Все переменные, кото­рые используются в программе, долж­ны быть описаны в разделе var. Если данные не изменяются в процессе ра­боты программы, то они могут быть описаны как константы в разделе const. Например:

const slovo = ‘Привет’;

Pi = 3.1416; Для работы с графическими дан­ными используются команды библио­теки GraphABC (см. Приложение 2, с. 159—160).

6.4. Примеры задач

Пример 6.10. Описать слово «Pas­cal» как константу. Вывести слово на экран красным цветом.

Этапы выполнения задания I—II. Результат работы не зависит от исходных данных.

III.Алгоритм решения задачи.

1. Установить красный цвет (команда находится в библиотеке GraphABC).

2.  Вывести константу.

IV. В программе нет переменных. Пример 6.11. Написать программу,

которая выведет заданное слово на экран n раз. Значение n вводится.

Этапы выполнения задания I. Исходные данные: переменная n.

II. Результат: n слов.

III.  Алгоритм решения задачи.

 

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.